19.08 8:50. Мы приехали в Красноярск!

29. 07

В 5: 50 по местному времени мы прибыли на Ярославский вокзал. Сгруппировали вещи. Погода была пасмурная.

Мы зашли на Вокзал и пошли кушать. Ну и цены! Отведав гамбургер с чаем из своей фляжки мы вышли на улицу. Долго ехал таксист Джамшут (так его звали). Наконец, после томительного ожидания он появился. Меня и еще троих ребят отправили на машине до Белорусского вокзала. Доехали до вокзала, выгрузили все рюкзаки – сумки и поднялись на второй этаж вокзала.

Наш командир, Евгений Викторович объявил, что мы идем на Красную Площадь. Появились добровольцы, желающие остаться с нашими вещами…
Мы в метро. Я держусь около командира.

Вот он памятник Г. К. Жукову, Вот он Государственный исторический музей. Мы зашли на территорию самой площади. Командир, после того, как сделал групповой снимок предложил сходить мне в мавзолей

Я согласился и пошел. Прошел терминал и вот я внутри. Мрак… Тело Ленина пол стеклянным саркофагом…
Вышел. Все снимал на видео. Далее мы пошли в Александровский сад. Могила неизвестного солдата.

Ком к горлу.

Далее парк Победы Снимал на видео. Центральный музей Великой Отечественной войны.

Кто не хотел смотреть экспозицию уехали на вокзал., а я и горстка ребят остались и не зря. Масса эмоций. Диорамы я заснял на видео. Около 16: 00 по Москве мы вернулись навокзал.

В 21-13 отбыли на поезде…

30. 07

Мы прибыли на станцию Нелидово. Выгрузили вещи. Погрузили их в микроавтобус. Сами поехали на автобусе в лагерь через город Белый…
Помогал ставить палатку, затем – копать яму под мусор. Завтракали тем, что есть, а в 17: 00 кормили вермишелевым супом. После собрались у костра и Евгений Викторович произнес мощную речь. В ней он сказал: «Если вы сюда больше не приедете – это нормально. Расскажите своим детям о том, что вы здесь были и чем занимались. Это будет ценно, » И тут я дал себе слово побывать здесь, на Вахте, и в следующем году.

31. 07

День прошел обычно. Таскал немного горбыля для дров. Самое главное – ездил в баню, что в городе Белый. Четверо пацанов учудили дикость. Голыми по пояс пошли без разрешения по городу. А ведь за ними и нами должен был приехать Савенков А. Г. на микроавтобусе. Перед баней заехали в разливочную, где я купил квас.
Вечером приехали коллеги из Москвы…

1. 08

Проснулся. Глаз опух. Почувствовал, что со мной происходит, то, что не так давно случалось дома, в Красноярске. Ел утром манную кашу и пил какао. Поел нормально. И вдруг меня тормознули и повезли в больницу, перед этим напоив меня таблетками. Поехали в город Белый. Посмотрели меня и сказали, что всего-навсего аллергия. Сделали укол и после приезда в лагерь я спал в палатке просыпаясь до 18: 30. Затем я вышел из нее. Мне стало легче. Узнаю: найден первый боец. Это хорошая новость. Только жаль не было медальона при нем. Еще нашли руку. Видимо трактор пахал поле и останки разнесло.
Играли в волейбол. Я тоже принял участие, чтобы взбодрить тело.
Было построение. Выбирали дежурных. Завтра я все-таки должен пойти на коп.
P. S. Евгений Викторович (30. 07) «Выбитых мест не бывает. »

2. 08

«Расплескалась синева…»

Утром, после обеда, было общее построение. Я остался в лагере ждать Евгения Викторовича с разведки, чтобы ехать на раскоп. Но этого не случилось. Зато помогал по лагерю. Резал яблоки для компота, таскал дрова. Надеюсь, что хоть завтра удастся уже начать работу на копе.

3. 08

Сегодня удалось побывать на раскопе с Евгением Викторовичем. Мы ходили в район деревни Новая. Особенно ничего такого не нашли. Гильзы от немецкого пулемета, снаряд от противотанковой пушки, хвост мины от миномета, РГД-33. Последние два предмета Евгений Викторович отдал мне. Я нашел 4 гильзы от винтовки Мосина, немецкие гильзы.

Затем мы вышли на поляну и остановились на привал. Я нес вещмешок с сух пайком. Мы подкрепились рыбными консервами, запили квасом и пошли дальше. Мешок оставил на поляне. Так как сказали его не брать и девушка, шедшая с нами, поступила так же. По пути следования наткнулись на чудесные по вкусу яблоки. Немного поели их. Мне с девушкой А. пришлось ити назад. На поляну за мешком. Вернулись, начался дождь. Мы сильно промокли. Но я был доволен очень. Двое парней, что шли с нами, вели себя не очень. Грубые и любящие не самые добры шутки.
Волоча ноги я добрался до лагеря. Переоделся в сухое. Затем щи, салат, компот. Но я еще выпил горячего чая, чтобы прогреться. Все хорошо…

4. 08

Сегодня снова на раскопе! Савенков, мой однофамилец, доставил нас, на своем уазике, к месту назначения. Затем мы пошли пешим ходом и начали находить гильзы от ПТР Несколько гильз я взял себе. Пошли дальше, чисто. Затем мы разделились на две группы и продолжили работу. Кружка-крышка от немецкой фляжки, нож, часть зленой нашивки и кусочки шерсти от формы. Время шло незаметно. Нас окликнули и мы вышли на вторую группу, которая была неподалёку. Подкрепились консервами и двинулись в лагерь. Около 19: 50мы вернулись. Поужинали солянкой с салатом.
Сейчас22: 27 Я сижу у костра и пишу …

Кому нт 18 лт уж спят. Командиры беседуют о своем. Завтра снова на коп.

5. 08

Погода не для копа. Я успел сделать два небольших выхода с нашим доктором. Пи... пи…пиииии… Железо. Пи…пи…пииии…. Консервная банка. Это было второй раз. Первый, вместе с девушкой А. нашел пару патронов, планку от ленты пулемета Максим (медь 1915 г. ).
Ездили в баню. Дедушка и бабушка топили ее нам. Помылся от души. Пока мылся второй поток, старики завели нас в дом и угостили чаем. Добрые люди… в десятом часу мы вернулись в лагерь.

6. 08

Ходил на коп в район деревни Грибаново вместе с отрядом «Русь»

Осколки, немецкая граната, пару гильз – это нашел я. Нашли три бойца! Товарищ Матвей на моих глазах из земли вытаскивал зубы, когда я копал рядом с ним. Смотрел на все происходящее с волнением. Было немного жутковато. Шел проливной дождь как из ведра. Мы перекусили под навесом. Цыпленок в собственном соку и солянка. Еще много чего находили. Вечером командиры и прочий взрослый состав расположились у костра.
22: 50 дописываю свои мысли. Еще немного посижу и пойду спать. Под спальным мешком тепло. Ни на что не жалуюсь. Пишу при свете фонарика. Дует ветер, трещат дрова…

7. 08

Ходил на коп в тоже место, что и вчера. Погода была отличная, без дождя. Лишь ближе к 21 часу он пошел. Я рыл траншею. Нашел гильзы и убитую гранату, осколки. Копал совместно с отрядами из Москвы. Все прошло нормально. Копал немного в другом месте.

8. 08

Ездил на поиск самолета Ил-2 Мой однофамилец повез нас на УАЗике, а впереди ехала буханка. Дорога была ужасно. Попали здорово. Буханка сильно наклонилась на бок и пришлось цеплять за трос и вытаскивать

Кое как добрались до места назначения и еще пешком шли через лес. Собирали обломки самолета. Нашли эпицентр падения, детали самолета.
По предварительной версии самолет во время падения зацепился зе деревья и взорвался в воздухе. Это подтверждается тем, что обломки находятся в большом радиусе

Много деталей. Мешка четыре плюс большие части, в основном бронь да задняя часть кабины самолета. Приходилось и копать, в основном попадалась дюраль.
Назад мы возвращались относительно нормально, однако остановились один раз. Была какая-то поломка, но ее быстро устранили.
 Данный выезд на сбор обломков самолета был для меня важен Не только увидел своими глазами, но и прикоснулся к этому. Мысли у меня сейчас о том, какой же все-таки это большой труд искать и не только самолеты. Кто-то, возможно, считают нас дураками, ведь мы едем в дебри, копаем, тащим ржавчину, куски металла. А ведь за этим стоит многое. Горит костер, светит фонарик, молодежь спит. 22: 27. Тишина. Завтра снова на коп. Осталось мало времени, а многое нужно успеть. Это важно. Не знаю кому как, а мне так и никак иначе. Доволен всей душой, что прибываю здесь, в Тверской области.
Вот и костер догорел…

9. 08

Почти весь день был на промывке обломков самолета Пе и Ил-2. Работа муторная, но нужная. День прошел быстро

10. 08

Вместе с командиром отрядя «Единорог» Дзюбенко Т. В. Мы ходили в разведку.

Это было в лесу. Вот накопались! Нашли деревяшки одинакового размера, соединенные ремешком. Предположительно это был держатель для снарядов. Снаряд от Бм-13 («Катюша») и две непонятные металлические штуки, якобы от катушки. Долго мы копали в двух местах. В одном нашли тюльпан от снаряда Бм-13, в другом – большой кусок – осколок брони размеров 60-70 сантиметров. Почти всь день мы ходили по лесу изучая воронки. Еще натыкались на трос, но откапывать его не было смысла, так как он ушел в глубоко в землю. Металлические штуки и деревяшки мы принесли в лагерь я убедил, что на них стоит обратить внимание.

11-12. 08

Ездил на поиск обломков самолета. Встретились большие трудности в ходе работы. В воронке была вода

Ее пришлось черпать ведрами. Но она все равно прибывала.

Тогда решили выкопать ямку, канавку, чтоб вода сама уходила. Я же копал землю перед воронкой.

Фото Ольги Жирных.

Гляжу – кто-то в кучу откинул нечто овальной формы, похожее на кожу. Это была подошва от сапог. Я сразу сообщил об этом руководителю «Единорога» Это нас насторожило. Вскоре я наткнулся на кости: таз, берцовые, части черепа. Это уже было что-то. Ощущения не передать…
Ночью. Шел дождь, дорогу размыло, но мы на следующий день поехали туда же. Я перебирал землю, которую вытаскивали из воронки. Затем сам полез в нее и продолжал начатое дело – выкидывание земли. Одной ногой было застрял, кое как ее вытащил. Было много мелких фрагментов самолета, кости, которые я не видел. День прошел быстро. Когда за нами приехала машина кто-то стал копать ямку для консервных банок и наткнулся на кость. Мы сразу бросились щупами прощупывать землю рядом, но было чисто. Решили, что копать далее бесполезно, так как останки раскидало при ударе самолета об землю.

13. 08

На мемориальной зоне Петропавловского кладбища в городе Белый прошло захоронение останков 318-ти бойцов красной армии. После завтрака мы поехали туда.

Нас выстроили, был митинг. Выступало много высоких лиц. Всех не запомнил – глава Бельского района, заместитель председателя правительства Тверской области… Наградили благодарностями поисковые отряды за участие в Вахте Памяти 2021. «Русь», «Единорог», «Ровесники», «Гвардия», «Феникс», «Орленок», «Ратибор» - это далеко не все поисковые отряды. Служитель церкви провел отпевание. Наступил момент захоронения. Я пошел к гробам вместе с Евгением Викторовичем, нес гроб. Очень тяжелый. Еле занес его в яму. Но смог!

Фото Ольги Жирных.

Некая сила поддерживала меня. Некоторых наших девочек косило и их спасали нашатырем…
Еще успели установить две плиты с именами бойцов.

Все то было для меня волнительно.

Я прошелся по мемориалу. Что-то даже сфотографировал.
Затем пешком мы пошли в городскую баню. Я фотографировал старые дома город. Они белые и название города это отражает.

Вечером в 20: 00 в городе белом состоялся концерт на кортом выступали поисковики – исполняли песни.

После все желающие зажигали свечи у мемориала

14. 08

С утра мы мыли обломки самолета Лаг. Я в этом принимал участие. Попадались нам номера на деталях. Мытье было прервано. Надо было идти на местный мемориал. Там был митинг в честь 25-й годовщины со дня создания мемориала в честь воинов –сибиряков в деревне Плоское. Выступало много людей. Возлагали цветы. Наши отряы стояли в едином строю.
После митинга мытье обломков самолета было продолжено.

15. 08

Мы собирались домой. Укладывали свои вещи, палатки. Су-е-та. В 15 часов нас построили у мемориала воинам-сибирякам и Евгений Викторович вручал шевроны Поискового движения России и поискового отряда «Феникс» тем, кто на ахте памяти был в первый раз. в 17: 00 мы сели в автобус и поехали на станцию Нелидово.

В начале десятого часа вечера м тронулись в сторону Москвы.

16. 08

Утром мы прибыли на Белорусский вокзал города Москва. Вызвали газель и погрузили на нее свои вещи довезти их до Ярославского вокзала., а сами на метро добрались до этого вокзала.

Там м выжидали время. Я успел сходить в Казанский вокзал, где находится неплохая столовая. Прикупил кружечку с изображением Ленина, пару магнитиков и книгу стихов о войне, написанные Сергеем Михалковым.
Погода стояла хорошая, время прошло быстро. В 16: 50 м сели в поезд и поехали. Проводить нас пришли руководители отрядов «Русь» и «Единорог».

19. 08 8: 50. Мы приехали в Красноярск!