|
||||||||||||||||
ЛЕКЦИЯ 2.3. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Что важно знать о деятельности на ЕГЭЛЕКЦИЯ 2. 3 МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Что важно знать о деятельности на ЕГЭ 1. Деятельность человека вызнана социальными и духовными потребностями 2. На разных этапах жизни разные виды деятельности 3. Труд, игра, учение могут осуществляться одним человеком или несколькими 4. Человек преобразует мир и создает культуру 5. Все виды деятельности (а не только учение) способствуют познанию мира и дают новые знания. Основные виды (или формы) деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Общение - это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Особенности: - обмен информацией - установление контактов - обязательно наличие партнера (если говорите сами с собой, то общением это не считается) Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является отдых, развлечение. Особенности: - Процесс важнее результата - используются воображаемы объекты - используются условные ситуации Познание (в том числе УЧЕНИЕ ) – это деятельность человека направленная на получение, закрепление, совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. Особенности: - получение новых знаний - направлено на изменение субъекта деятельности Труд – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности. Особенности: - создание материальных и не материальных ценностей - нацелена на практически полезный результат - преобразование природы и общества для удовлетворения потребностей В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию. Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Классификация деятельности
Рассмотрим некоторые из них. Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей. Связана с «ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА» Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную. Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло. Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ. Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира. Связана с «ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ» К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность. Познавательная деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях. Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность. Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий. Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах. Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага. Духовное производство – производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом. Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности. Отдельно стоит рассмотреть творческую деятельность.
|
||||||||||||||||
|