Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дом.задание: знать тему, сделать конспект



03. 12. 2021

Дом. задание: знать тему, сделать конспект

Тема: Материя и сознание.

1. Материя

2. Проблема сознания.

Материя – философская категория, которая охватывает все существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат. Понятие материи по своему объему распространяется на все материальные, реально существующие объекты, независимо от того, известны они человеку или нет. Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.

Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле - биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как целостный объект (как и атом, молекулу и т. д. ), где есть определенные элементы и связи между ними. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их структура.

Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого. Строение материи можно представить как определенную иерархию этих уровней.

Движение, пространство и время как атрибуты природных и социальных систем.

Под движением нужно принимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Правомерно говорить о двух основных типах движения:

первый тип движения основан на сохранении качества предмета в процессе изменений;

второй тип движения характеризует изменения качественного состояния предмета, смену одного качества другим (например распад или синтез).

Соответственно иерархии материи существуют качественно разнообразные способы ее движения, которые можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует доминантность физических и химических форм движения. В живой природе основной является биологическая форма движения. В обществе главной является социальная форма движения.

Наука XX века перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Особым состоянием движения выступает развитие. Оно характеризует необратимость движения и возникновение нового. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, характеризуются как развитие. Существуют две разновидности процессов развития: процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации, другие – переход от одного уровня к другому (пример превращений в рамках сформировавшегося уровня– эволюция звезд, в рамках биологической формы – формирование новых живых организмов; переход от уровня к уровню – формированию из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации).

Формы движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи (по Энгельсу).

Пространство. Данная философская категория характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов. Наиболее общими свойствами пространства являются: объективность, абсолютность и относительность, многомерность и обратимость, свойства объектов быть протяженными, занимать определенное место, граничить (соотноситься) с другими объектами.

Время. Данная категория выражает длительность существования материальных объектов, последовательность смены их состояний.

Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку материальный мир находится в состоянии движении и развития. Если бы материя рассматривалась вне движения, понятие времени, как и пространства не имело бы смысла.

К важнейшим свойствам времени следует отнести: объективность, абсолютность и относительность, одномерность, необратимость.

Базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте (следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема).

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание - это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

 

2. Проблема созна­ния — одна из самых трудных и загадочных, ибо она со­путствует человеческому освоению мира, входит обяза­тельной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а по­тому познать, описать, определить сознание нельзя с по­мощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.

Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человеком одновре­менно, потому что вне этой связи оно не существует. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена (греч. phainomenon — являющееся) сознания. Второй — ставит цель объяснить, как сознание возможно.

 Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа су­ществования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги», как ощущение, вос­приятие, представление и т. д. В нашем столетии филосо­фы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяс­нить феномен сознания.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим " механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) - материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов,

- это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может " господствовать" над образами - увеличивать, уменьшать, вызывать их, " стирать";

• никому со стороны не удавалось " увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• " теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория " элиминации" (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие " дух", " духовное" - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том что " мозг выделяет мысль, как печень - желчь" ).

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др. ).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

• объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть " мирового сознания";

• умеренный материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание " исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы " мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой, " биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;   

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др. ) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя " мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно " человеческой" точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др. ) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой " социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.