|
|||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Краснояружский цент развития ребенка - детский сад»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Краснояружский цент развития ребенка - детский сад»
Консультация для педагогов «Роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста»
Подготовила педагог-психолог Литвяк Л. А. п. Красная Яруга Важнейшее значение психического развития дошкольника принадлежит игре – ведущей деятельности этого возрастного периода. А. Эйнштейн в свое время сказал, что созданная им теория относительности – это детская игрушка по сравнению с детской игрой. Самоценность дошкольного периода жизни ребенка определяет непреходящее значение разных видов игр, что чрезвычайно важно для развития психологической готовности детей к обучению в школе, которая не сводится к умениям и навыкам, а связана, в первую очередь, с умением взаимодействовать с другим человеком, понимать других и себя. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Говоря о специфике игр детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский обращал внимание на то, что свобода и самостоятельность участников игровой деятельности сочетается с необходимостью выполнения строгих правил. Причем добровольного соблюдения условий игры можно ожидать лишь в том случае, если они органично основываются на интересе к ее содержанию и задачам, а не навязываются извне. Организация игры предполагает выделение определенных этапов овладения ребенком игровой деятельностью. На первом этапе ребенок должен уметь принять воображаемую ситуацию, созданную взрослым. На втором – выделить ее основные признаки: должен сработать механизм возникновения воображаемой ситуации. На третьем этапе ребенок воссоздает воображаемую ситуацию по существенным признакам. Эти три этапа соответствуют овладению любым видом игр.
Игра – важное средство развития памяти детей дошкольного возраста. Н. С. Немов отмечает, что подуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне её. З. М. Богуславская отмечает, что в практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям дается задача — запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них), но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и пр. ). Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребенка. Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка. Эти условия заключаются в следующем: · во всех играх у ребенка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения; · в каждой игре ребенку передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им. Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти детей. Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда - мыслительный акт. Преобладание у детей конкретно - образного мышления определяет и тип игр, тренирующих память. Л. М. Житникова отмечает, что важнейшим условием и предпосылкой овладения детьми способами логического запоминания является развитие у них до определенного уровня тех мыслительных операций, которые затем будут использованы в мнемических целях. В дошкольном возрасте с помощью дидактических игр необходимо обучать детей: · классификации как познавательному действию; · классификации как способу логического запоминания. Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему (лошадь - к животным, тарелку - к посуде, помидор - к овощам и т. д. ), ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Прежде всего данный, конкретный предмет он обозначает словом, относя его тем самым к определенной категории предметов. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. При этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование процесса классификации. Родовое название закрепляет то общее, что свойственно определенной группе предметов и явлений; оно является результатом и показателем произведенного обобщения. И овладение общим понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от единичного к общему (корова, лошадь, собака - это животные) и от общего к единичному (животные - это корова, лошадь, собака и т. д. ). Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, раскрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы. А для этого важно, чтобы ребенок не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов, связанных между собой по существенным признакам, отраженным в слове-названии группы. Этому можно научить используя разнообразные дидактические игры. Отсюда вытекают конкретные задачи и пути обучения детей обобщению и классификации. Так, организуя игру в «Чудесный мешочек», воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т. д. ). Вынимая по одному из них, воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка, а за ней и другие животные. Далее выясняют, какие животные пришли к детям, при этом ведут беседу о каждом животном. Но как во время игры, так и в заключение воспитатель по возможности часто употребляет родовое название. Таким же образом воспитатель, присоединяя один предмет к другому, образует иные группы однородных предметов, используя различные обобщающие слова. Аналогичная задача может разрешаться в играх «Что в коробочке? », «Кто в домике живет? », «Посмотрим, что у нас есть», «Нам прислали подарки», в игре с дидактической куклой (оборудование для ее комнаты - мебель, кормление куклы, где потребуется различная посуда, сборы куклы на прогулку, для чего необходима одежда и т. д. ). Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы. Необходимо привлекать детей к группировке объектов под руководством воспитателя, упражнять их в отнесении единичного к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры. В игре «Кто скорее соберет? » дети из четырех-пяти лежащих перед ними предметов собирают те, которые относятся к одной названной воспитателем группе. Используя сюжет игры «Чудесный мешочек», воспитатель организует новую игру - «Найди в мешочке» (птичек, зверюшек, машины, овощи, фрукты и пр. ). Ребенку предоставляется возможность доставать из мешочка предметы и объединять родственные из них. После определенного количества игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, следует вводить различные словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь на имеющиеся у них знания. В игре «Назови, что знаешь» детям предлагается раскрывать то или иное родовое понятие. Аналогично содержание игры «Продолжай». В игре «Кто больше назовет» дети называют растения поля, леса, огорода, сада; домашних и диких животных, птиц, рыб и т. д. В играх «Назови правильно» или «Не ошибись» дети сидят или стоят в кругу, ведущий бросает мяч и называет соответствующее слово. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например: «животное - собака»; «игрушка - кукла» и т. д. Поскольку в игре используются два или несколько родовых названий, то это повышает у детей интерес к игре, а вместе с тем предъявляет значительные требования к их мышлению и памяти. Подобные игры способствуют не только активизации внимания и мыслительной деятельности, благодаря которой дети производят обобщение и классификацию, но и совершенствованию их памяти. Для того чтобы дать обобщающее название спрятанной группе, дети должны удержать в памяти ее элементы и еще раз проанализировать их уже по представлению.
|
|||
|