Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ



ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Организация деятельности по формированию здорового образа жизни актуальна в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основные качества личности, и особое значение приобретают действия, связанные с формированием ценностных отношений и собственной позиции. Одним из таких действий является смыслообразование. Оно способствует тому, что поддержание здорового образа жизни детьми не будет зависеть от внешних факторов, а станет внутренним качественным личностным образованием. Установка детей на здоровый образ жизни предопределяет их мировоззрение и выбор дальнейшего жизненного пути.

Процесс смыслообразования здорового образа жизни у младших школьников будет зависеть от того, какое содержание мы будем вкладывать в основные понятия. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что не существует единого подхода к понятию «здоровый образ жизни». Однако отмечаем, что традиционно он рассматривается как сложившийся и повторяющийся образ поведения человека, который является для него нормой и приносит пользу для сохранения и укрепления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Смыслообразование является действием, направленным на установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом. Его основой является понимание личностью смысла (значения) соблюдения здорового образа жизни.

Процесс формирования смыслообразования здорового образа жизни включает формирование образа жизни, который представляет устойчивые и повторяющиеся способы мышления и поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья. Набор смыслообразующих конструктов задает смысловое пространство понятия здорового образа жизни. Главным результатом сформированного смыслообразования здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим воздействиям.

Формирование смыслообразования и ценностной ориентации у младших школьников на здоровый образ жизни, на наш взгляд, является систематическим и последовательным процессом. Его целью является актуализация знаний ребенка о здоровом образе жизни и включение форм поведения, оказывающих позитивное влияние на здоровье.

Учитывая особенности и сущность формирования смыслообразования здорового образа жизни у младшего школьника, считаю, что необходимо формировать этот процесс в урочной деятельности. Это связано с тем, что она является основной частью образовательного процесса, направленной на достижение планируемых результатов.

В своей работе, для формирования смыслообразования здорового образа жизни у младших школьников использую физкультминутки, динамические паузы, дидактические игры, ценностно-ориентированную беседа, метод идентификации, разнообразные викторины, провожу конкурсы рисунков и дни здоровья.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Целесообразность использования дидактических игр при формировании смыслообразования здорового образа жизни у младших школьников определена тем, что они отвечают возрастным особенностям младших школьников, способствуют формированию у них познавательного интереса. Использование дидактических игр решает эту проблему и позволяет систематизировать и уточнить знания и представления о здоровье, здоровом образе жизни и способах его поддержания.

Большой потенциал заложен и в использовании ценностно-ориентированной беседы при формировании смыслообразования здорового образа жизни у младших школьников. Использование данного вида беседы позволяет сформировать у детей представления о том, какие нравственные нормы и требования существуют, умение следовать им, независимо от того, есть ли внешний контроль. Ценностно-ориентированная беседа занимает значимое место в решении проблемы смыслообразования здорового образа жизни младших школьников, так как она позволяет в полной мере ученикам осознать ценность здоровья.

Сущность метода идентификации лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи со спортсменом или здоровым человеком, ощущению причастности, единения с ним. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образы.

Спортивные мероприятия «Дни здоровья» необходимы для формирования здорового образа жизни, особенно если включать в эти мероприятия членов семьи и учителей. Ведь глядя на своих спортивных родителей, учителей, ребёнок начинает брать с них пример и закладываются правильные основы и ценности здоровья.

На основе описанных методов, форм, с учетом современных государственных требований и возрастных особенностей младших школьников, считаю, что формирование здорового образа жизни младших школьников осуществляется наиболее эффективно, если в урочную деятельность включаются активные формы работы, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.