«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5‑ й – 4, и Бесплотных, глас 1‑ й, глас 4‑ й и глас 5‑ й – 4 (со славником22 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 11‑ я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Бесплотных. Кондаки Бесплотных и воскресный читаются попеременно.
На Литургии 23
Блаженны гласа – 6 и Бесплотных, песнь 3‑ я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Бесплотных. «Слава» – кондак Бесплотных, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Бесплотных; кондак воскресный. «Слава» – кондак Бесплотных, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Бесплотных; кондак воскресный. «Слава» – кондак Бесплотных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Бесплотных.
Апостол и Евангелие – дня и Бесплотных.
Лит. – Гал. 6: 11–18 (зач. 215). Лк. 8: 41–56 (зач. 39).
Бесплотных: Евр. 2: 2–10 (зач. 305). Лк. 10: 16–21 (зач. 51).
16 Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года. 17 Ср.: Типикон, 26 сентября, 8 ноября. 18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 19 Там же. С. 65–67. 20 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5‑ го гласа: «Радуйся, двере Господня…». 21 При пении седальнов Минеи после ипакои допустима следующая схема: седален Бесплотных по 1‑ м стихословии, глас 1‑ й (по выбору), седален Бесплотных по 2‑ м стихословии (по выбору); «Слава» – седален Бесплотных по полиелее, глас 4‑ й: «Ангельстии чини…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая и Всенепорочная…». 22 Ср.: Типикон, глл. 3‑ я, 4‑ я и 5‑ я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). 23 «В принятом у нас чине проскомидии между святыми, за которых изъемлются из просфор частицы, не упоминаются Ангелы. Это, конечно, потому, что крестная жертва, воспоминаемая на Литургии, принесена не за Ангелов, которые не согрешили, а только за людей. Но в греческом чине Литургии, принятом в Великой Константинопольской Церкви и на Афонской горе (Ε ὐ χ ο λ ό γ ι ο ν τ ὸ Μ έ γ α. Β ε ν έ τ ι α ς, 1851), при изъятии частиц за святых положено первую из них вынимать в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех Небесных Сил бесплотных. Равно и блаженный Симеон Солунский, говоря о просфоре в честь святых, пишет, что первую частицу иерей изъемлет в честь и память Честных Небесных Сил. Эта особенность в чине проскомидии, чуждая принятому в Русской Церкви чину, не может быть признаваема неуместной. Правда, Сын Божий воплотился не для Ангелов и страдал и умер на Кресте не за них; но плоды крестной жертвы Христовой простираются на весь мир, видимый и невидимый. Кровию Креста Сына Божия умиротворено все, и земное и небесное (Кол. 1, 20). Небесное (небожители) и земное были разделены крепкой стеною, и эта стена разрушена смертию Христовою; то и другое Христос соединил в одну Церковь и стал ее Главой (Еф. 1, 22). И потому Ангелы, пришедшие в ближайшее общение с людьми, радуются о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 10) и служат спасению всех, желающих получить оное (Евр. 1, 14). Если такое общение мира и любви между святыми Ангелами и человеками есть плод крестной жертвы, то воспоминание Ангелов перед Бескровной жертвой может быть оправдано желанием возблагодарить Господа за этот спасительный плод и вместе привлечь молитвенную помощь к нам Ангелов» (Виссарион (Нечаев), еп. Объяснение Божественной Литургии. М., 2005. С. 38–39)
|