На Литургии
Блаженны гласа – 4, праздника, песнь 5‑ я – 4, и святителя, песнь 6‑ я – 4.
На входе – «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении14 и святителя15.
Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и святителя.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…»16, и святителя: «В память вечную…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
1 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. 2 Ср.: Там же. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2‑ й седмицы Великого поста. 3 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 4 Службы свт. Григория, еп. Нисского, прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2‑ й седмицы Великого поста. 5 Ср.: Типикон, 7 августа, 4‑ е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6‑ го гласа: «Благословенную нарекий…». 8 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…». 9 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2‑ ю Маркову главу под этим числом). 10 Ср.: Минея, 7 января, 1‑ я Маркова глава. 11 Ср.: Типикон, глл. 3‑ я, 4‑ я и 5‑ я; 15 сентября, Маркова глава. 12 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1‑ го, 3‑ го, 5‑ го и 7‑ го гласов поется тропарь, глас 1‑ й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2‑ го, 4‑ го, 6‑ го и 8‑ го гласов – тропарь, глас 2‑ й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2‑ я; Часослов). 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1‑ го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5‑ го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5‑ е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5‑ е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в‑ третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).
|