Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.В. Зикратов



 

Неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [9, с. 186].

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделяют на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных

 

Типы семейного неблагополучия разных авторов

В. В. Зикратов

семья с недостатком воспитательных ресурсов - семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи

конфликтные семьи - наиболее распространенный тип неблагополучной семьи, с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно

приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

нравственно неблагополучные семьи -у членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому.

педагогически некомпетентные семьи -семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка.

 

Г. П. Бочкарев

1 семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой - семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой

2 семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка - среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя. В доме царят дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу.

Семья с алкогольными родителями опасна своим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких семей возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

 

3 семьи с нездоровой нравственной атмосферой -в таких семьях ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.

 

4 конфликтные семьи -семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Дети очень часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из - за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми

 

5 аморальные семьи - поведение членов в такой семье противоречит приятным в обществе нормам. В аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

 

6 педагогически некомпетентные семьи - это семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

 

 

Согласно И. П. Подласому проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой образовательного учреждения или других государственных организаций и структур. Образовательное учреждение осуществляет социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в социально-опасном положении. Социальные педагоги, работающие в учреждении образования осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей из неблагополучных семей, а также содействуют охране прав личности ребенка, способствует гармонизации отношений между учениками и педагогическим коллективом, родителями и детьми, оказывают помощь семье. Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую[5].

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательств, прав детей, женщин, инвалидов, а также проблем, которые существуют внутри семьи.

Заключение

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.