Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3.4. Учение о познании (гносеология)



Тема 3. 4. Учение о познании (гносеология)

1. Конспект

2. Письменно задания

3. Всё на проверку

Гносеология

1. Понятие и проблемы гносеологию

2. Субъект и объект познания. Агностицизм и познавательный оптимизм

3. Способности познания человека. Гносеологические концепции

4. Истина. Виды и критерии истины.

1. Понятие и проблемы гносеологии Раздел философии, который изучает познание, называется гносеологией, или эпистемологией. В той или иной мере познание изучают и некоторые другие научные дисциплины, например психология. Однако философия концентрируется на более общих мировоззренческих проблемах гносеологии, которые могут быть выражены в виде следующих вопросов: - Познаваем ли мир? (Или, как говорил Иммануил Кант, «Что я могу знать? ») - Какие у человека существуют способности познания? - Как человек познает мир? - Что есть истина и каковы ее критерии? - Является ли человеческое познание объективным, т. е. истинным? - Каковы базовые принципы научного познания?

2. Субъект и объект познания. Агностицизм и познавательный оптимизм Субъект познания - это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную активность, или, проще, тот, кто познает что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом. Объект познания - это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания, иными словами -то, что познается.

3. Способности познания человека. Гносеологические концепции Выделяют три основные способности познания человека: чувственное познание, рациональное познание и иррациональное познание (интуитивное). Чувственное познание происходит благодаря действию органов чувств человека. Оно осуществляется в трех формах: ощущение - единичный акт чувственного познания; восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ; представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный воображением. Современные исследователи полагают, что у человека, кроме физических органов чувств, существуют и их тонкие (астральные) аналоги. У большинства людей они активно не работают, поэтому дополнительные (резервные) способности чувственного познания у них присутствуют только потенциально. Однако наука неоднократно сталкивалась с такими проявлениями резервных возможностей человеческой системы восприятия, как ясновидение, яснослышание, психометрия. Наблюдения свидетельствуют, что количество людей, обладающих подобными возможностями, возрастает. Всякое чувственное познание имеет свои границы и не всегда является достоверным. Существует так называемый обман чувств. Например, часовая стрелка на механических часах кажется неподвижной, Земля - плоской, карандаш в стакане с водой - кривым (эффект преломления). Гносеологические концепции, в которых наибольшее значение в процессе познания придается действию органов чувств, называются сенсуализмом и эмпиризмом (схема). Между ними нет принципиального различия. Сторонники сенсуализма - эпикурейцы, стоики, Ламетри, Гельвеций, Локк, Гоббс, Фейербах и др. Схема Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума). Оно осуществляется в трех формах: понятие - словесный символ, выражающий существенные признаки объекта; простые понятия - человек, стол, камень и т. д.; абстрактные понятия - долг, честь, сознание, корпускулярно-волновой дуализм и т. д.; суждение - совокупность связанных между собой понятий; например: камень тяжелый, птицы летают и т. д.; умозаключение - совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие; например: все птицы летают, орел - птица, значит, он должен летать. В философии существуют различные точки зрения на возможности и достоверность рационального познания. При этом некоторые философы различали рассудок, который считали ограниченным, и разум, которому приписывались безграничные познавательные возможности (И. Кант, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих). Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализмом. Ее сторонники - Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др. Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Существует множество разновидностей и наименований такого типа познания - инсайт, озарение, сатори, чувствознание и т. д. Однако все они так или иначе связаны с интуицией, т. е. непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания. Интуиция играет большую роль как в практической, так и в познавательной деятельности человека. Известно, что многие фундаментальные научные открытия были основаны на интуитивных догадках ученых, которые затем переводились в плоскость рациональных понятий и эмпирических фактов науки. Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется интуитивизмом. Ее самые известные сторонники - А. Бергсон, Н. О. Лосский. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции.

4. Истина. Виды и критерии истины Цель всякого познания - нахождение истины о предмете, явлении или процессе. Но что же такое истина? Наиболее распространенной и признанной является классическая концепция истины (Аристотель и др. ). Согласно этой концепции истина есть соответствие знаний своему объекту, т. е. действительности. В таком случае заблуждение - знание, которое не соответствует действительному объекту. В науке и философии принято рассматривать несколько разновидностей истины - абсолютную, относительную, объективную и субъективную (схема). Рассмотрим, в чем их отличие. Схема Абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. Познание абсолютной истины - вечный духовный процесс, происходящий по законам диалектики. С одной стороны, человеку ничто не препятствует расширять и углублять свои познания о мире. С другой стороны, человек не может приблизиться к точке абсолютного познания мира, так как всегда будет существовать непознанное. Абсолютная истина (если речь идет о сложных объектах) – это горизонт, который всегда находится на расстоянии. Если речь идет о простых объектах или явлениях, достижение абсолютной истины возможно. Например, возможно установить абсолютную истину о количестве пальцев на руке у морфологически нормального человека - их пять. Относительная истина - это знание о чем-либо, которое в целом справедливо, соответствует своему объекту, но является неполным или неточным. Говорят: Земля - шар. Относительно это правильно. Но если сказать более точно, то Земля есть эллипс. Объективная истина - это знание, которое не зависит от особенностей субъекта познания, т. е. это истина об объекте сама по себе. Например, Земля вращается вокруг Солнца. Знает ли об этом человек или нет, нравится ему это или не нравится, но это есть объективная, независимая от него истина. Субъективная истина - знание о чем-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания. Оно может совпадать или не совпадать с объективной истиной. Например, средневековые богословы думали, что Земля - центр Мира. Это была их субъективная точка зрения (субъективная истина), которая отличалась от объективной, - т. е. действительного положения вещей. Н. Коперник и Дж. Бруно полагали, что Земля не является центром Мира и вращается вокруг Солнца. Их субъективное представление соответствовало объективной истине. Какие же существуют критерии (признаки) объективной истины? Как человек может проверить правильность своего знания? В философии существуют различные критерии истины, самые известные из них: практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление). Это наиболее достоверный критерий; психологический критерий. Рене Декарт, например, полагал, что истинно то, что не вызывает никаких сомнений у субъекта, то, в чем он психологически абсолютно уверен; эстетический критерий. Некоторые ученые и философы убеждены, что истинное знание эстетически гармонично и красиво. Например, физики могут говорить, что соотношение физических величин в той или иной формуле выглядит красиво, т. е. математически гармонично.

Вопросы письменно:

1. Каков основной вопрос философии гносеологического периода?

2. Чем характерен материализм?

3. Что представляет собой идеализм как философское направление?

4. Дайте определение дуализма.

5. Что такое агностицизм?

6. Назовите основные проблемы аксиологического периода философии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.