|
|||
Правовая охрана почв ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Значение почвы для развития страны, ее научно-технического прогресса в настоящее время велико. О важном социально-экологическом значении земледелия говорят следующие сведения: в сельском хозяйстве России занято 14, 9 % трудовых ресурсов страны, сосредоточено 17, 2 % основных производственных фондов, доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны составляет 8, 9 %. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ежегодно представляет в Правительство РФ государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. Существенное значение для плодородия земель имеет Федеральный закон «О мелиорации земель» (от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ). В конце 1990-х гг. состояние земельных угодий Российской Федерации оставалось неудовлетворительным. Начатые преобразования земельных отношений привели к изменению структуры земельного фонда, но не улучшили использование земель и не снизили неблагоприятные антропогенные воздействия на почвенный покров. Характер и интенсивность деградации почв под действием природных и антропогенных факторов имеют региональную специфику, которая зависит от конкретных условий. На севере страны происходит деградация оленьих пастбищ; в центральной части Европейской России — дегумификация, аграрное истощение и эрозия почв; на юге – опустынивание. Одной из центральных задач начатой в 1990 г. земельной реформы был провозглашен переход к правовым и экономическим методам управления земельными ресурсами в условиях становления разнообразных форм собственности на землю. Несмотря на постепенное развитие нормативной правовой базы, пока сохраняется значительная правовая неопределенность в области рационального землепользования, сохранения и повышения природнохозяйственного качества земель. Не получил необходимого развития принцип «экологизации» земельных отношений, не определены механизмы реализации этого принципа при проведении земельной реформы, не закреплено требование учета в земельно-кадастровой документации показателей, характеризующих качество почв и экологическое состояние земель и определяющих природоохранное ограничение землепользования. Необходима практическая реализация закрепленного Конституцией РФ положения о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории». Углубление земельной реформы в России требует совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, усиления государственного экологического контроля, внесения соответствующих поправок в земельное, административное и природоохранное законодательства для обеспечения защиты законных прав собственников земли с одновременным повышением их ответственности за нарушение закона.
|
|||
|