Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правовая охрана почв



Значение почвы для развития страны, ее научно-технического прогресса в настоящее время велико. О важном социально-экологическом значении земледелия го­ворят следующие сведения: в сельском хозяйстве России занято 14, 9 % трудовых ресурсов страны, сосредоточено 17, 2 % основных производственных фондов, доля сельского хозяйства в ва­ловом внутреннем продукте страны составляет 8, 9 %.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 но­ября 2002 г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществле­нии государственного мониторинга земель» Федеральное агент­ство кадастра объектов недвижимости по согласованию с заинте­ресованными федеральными органами исполнительной власти ежегодно представляет в Правительство РФ государственный (на­циональный) доклад о состоянии и использовании земель в Рос­сийской Федерации.

Существенное значение для плодородия земель имеет Федераль­ный закон «О мелиорации земель» (от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ).

В конце 1990-х гг. состояние земельных угодий Российской Федерации оставалось неудовлетворительным. Начатые преобра­зования земельных отношений привели к изменению структуры земельного фонда, но не улучшили использование земель и не снизили неблагоприятные антропогенные воздействия на почвен­ный покров. Характер и интенсивность деградации почв под дей­ствием природных и антропогенных факторов имеют региональ­ную специфику, которая зависит от конкретных условий. На се­вере страны происходит деградация оленьих пастбищ; в централь­ной части Европейской России — дегумификация, аграрное исто­щение и эрозия почв; на юге – опустынивание.

Одной из центральных задач начатой в 1990 г. земельной ре­формы был провозглашен переход к правовым и экономическим методам управления земельными ресурсами в условиях становле­ния разнообразных форм собственности на землю. Несмотря на постепенное развитие нормативной правовой базы, пока сохраня­ется значительная правовая неопределенность в области рацио­нального землепользования, сохранения и повышения природно­хозяйственного качества земель.

Не получил необходимого развития принцип «экологизации» земельных отношений, не определены механизмы реализации этого принципа при проведении земельной реформы, не закреплено требование учета в земельно-кадастровой документации показа­телей, характеризующих качество почв и экологическое состоя­ние земель и определяющих природоохранное ограничение зем­лепользования. Необходима практическая реализация закреплен­ного Конституцией РФ положения о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, прожива­ющих на ее территории».

Углубление земельной реформы в России требует совершен­ствования правового механизма охраны почв как природного ре­сурса, усиления государственного экологического контроля, вне­сения соответствующих поправок в земельное, административное и природоохранное законодательства для обеспечения защиты законных прав собственников земли с одновременным повыше­нием их ответственности за нарушение закона.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.