|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕДЛЕННЫЕ. УМЕРЕННЫЕ. БЫСТРЫЕ. ПОСТОЯННЫЕ. ПЕРЕМЕННЫЕ
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 3. Темп (от лат. tempus- время) – скорость исполнения музыкального произведения. Темп и агогика способствуют раскрытию музыкального образа и содержания, подчеркивают характер музыки. Мастерство хормейстера заключается в том, чтобы найти темп, который соответствует жанру, стилю, характеру произведения.
Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые:
Иногда в произведениях происходят небольшие отклонения от основного темпа. Такие отклонения называются АГОГИКА. К агогике относятся: - ускорения: accelerando (аччелерандо), stringendo (стринджендо) –постепенное ускорение движения; stretto (стретто), piu mosso (пью моссо) –внезапное ускорения движения. - замедления: allargando (алляргандо ), rallentando (раллентандо), ritenuto (ритенуто) – замедление, расширение движения. В музыкальной литературе часто встречаются следующие обозначения: а tempo (а темпо), in tempо (ин темпо), tempo I (темпо примо) – они обозначают возвращение к прежнему темпу после кратковременного отступления от основного темпа. К агогике относится и ФЕРМАТА - остановка движения музыки. Чаще всего ферматы находятся в конце произведения или его части (снимаемая фермата). Иногда ферматы можно встретить внутри музыкального построения на ноте, на паузе. Продолжительность ферматы зависит от характера произведения, его стилевой направленности, а кроме того, от исполнительского вкуса. Принято считать, что фермата вдвое увеличивает длительность ноты. Фермата обычно предваряется некоторым замедлением темпа, т. е. «подготавливается».
4. Динамика (от греч. Dinamus – сила) – совокупность явлений, связанных с громкостью звучания. Динамика является одним из важнейших выразительных средств в музыке. Применение динамических оттенков определяется содержанием и характером музыки. Динамические оттенки придают звучанию гибкость, выразительность, неповторимость. К динамическим оттенкам в музыке относятся:
К динамическим оттенкам можно отнести также акцентирование звучности, которое имеет несколько видов: - акцент – динамическое выделение, подчеркивание звука или аккорда. Техническое выполнение этого оттенка заключается на основе быстрого сокращения начальной силы звука. Обозначается > - sforzando (сфорцандо) – внезапное, неожиданное ударение на одном звуке или аккорде. Этот нюанс исполняется более резко и ярко, чем обычный акцент. Обозначается sf. 5. Музыкальная фразировка – каждое музыкальное произведение делится на части (периоды, предложения, фразы, мотивы). В хоровой партитуре музыкальная фраза делит музыкальный текст на отрезки, которые имеют полную или относительно полную музыкально-смысловую законченность. От того, как выстроена фразировка в партитуре, зависит расстановка общехорового и цепного дыхания. Для достижения фразировки используются такие средства, как агогика, динамика, цезуры. Цезура – грань между частями музыкального произведения – короткая, еле заметная, воздушная пауза между фразами или разделами музыкального произведения. Обозначается « V » («галочка»), «, » (комма, апостроф) или окончанием лиги. Исполняется за счет длительности предыдущей фразы. Музыкальная выразительность исполнения связана и подчиняется выводу КУЛЬМИНАЦИИ. Кульминации, которые соответствуют строению литературно-музыкальной фразы, называются частными. Они подчеркивают главную мысль каждой фразы, придают осмысленность исполнению. Главная мысль всего произведения, вершина напряжения, является общей кульминацией, которая подготавливается частными и, чаще всего, находится в конце партитуры или ближе к нему. Подчеркивается общая кульминация за счет динамики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|