Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕДЛЕННЫЕ. УМЕРЕННЫЕ. БЫСТРЫЕ. ПОСТОЯННЫЕ. ПЕРЕМЕННЫЕ



 

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

3. Темп (от лат. tempus- время) – скорость исполнения музыкального произведения.

Темп и агогика способствуют раскрытию музыкального образа и содержания, подчеркивают характер музыки. Мастерство хормейстера заключается в том, чтобы найти темп, который соответствует жанру, стилю, характеру произведения.

 

Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые:

МЕДЛЕННЫЕ

Largo лярго широко
Adagio адажио медленно
Lento ленто протяжно
Grave граве тяжеловесно
     

УМЕРЕННЫЕ

Andante анданте не спеша
Andantino андантино скорее, чем анданте
Sostenuto состенуто сдержанно
Maestoso маэстозо торжественно, величаво
Moderato модерато умеренно
Allegretto аллегретто Оживленно  

БЫСТРЫЕ

Allegro аллегро скоро
Vivo виво живо
Vivace виваче живее
Presto престо быстро
Prestissimo престиссимо очень быстро
     

Иногда в произведениях происходят небольшие отклонения от основного темпа. Такие отклонения называются АГОГИКА.

К агогике относятся:

- ускорения:

  accelerando (аччелерандо), stringendo (стринджендо) –постепенное ускорение движения;

stretto (стретто), piu mosso (пью моссо) –внезапное ускорения движения.

- замедления:

allargando (алляргандо ), rallentando (раллентандо), ritenuto (ритенуто) – замедление, расширение движения.

В музыкальной литературе часто встречаются следующие обозначения:

а tempo (а темпо), in tempо (ин темпо), tempo I (темпо примо) – они обозначают возвращение к прежнему темпу после кратковременного отступления от основного темпа.

    К агогике относится и ФЕРМАТА - остановка движения музыки. Чаще всего ферматы находятся в конце произведения или его части (снимаемая фермата). Иногда ферматы можно встретить внутри музыкального построения на ноте, на паузе. Продолжительность ферматы зависит от характера произведения, его стилевой направленности, а кроме того, от исполнительского вкуса. Принято считать, что фермата вдвое увеличивает длительность ноты. Фермата обычно предваряется некоторым замедлением темпа, т. е. «подготавливается».

     

4. Динамика (от греч. Dinamus – сила) – совокупность явлений, связанных с громкостью звучания.

Динамика является одним из важнейших выразительных средств в музыке. Применение динамических оттенков определяется содержанием и характером музыки. Динамические оттенки придают звучанию гибкость, выразительность, неповторимость.

К динамическим оттенкам в музыке относятся:

ПОСТОЯННЫЕ

Forte (f) Форте Громко
Fortissimo (ff) Фортиссимо Очень громко
Mezzoforte (mf) Меццо форте Не очень громко
Piano (p) Пиано Тихо
Pianissimo (pp) Пианиссимо Очень тихо
Mezzopiano (mp) Меццо пиано Не очень тихо  

ПЕРЕМЕННЫЕ

Crescendo (cresc. ) Крещендо Усиливая
Diminuendo (dim. ) диминуэндо Затихая
Subito forte (sub. f) Субито форте Внезапно громко
Subito piano (sub. p) Суб. пиан Внезапно тихо

 

К динамическим оттенкам можно отнести также акцентирование звучности, которое имеет несколько видов:

- акцент – динамическое выделение, подчеркивание звука или аккорда. Техническое выполнение этого оттенка заключается на основе быстрого сокращения начальной силы звука. Обозначается >

- sforzando (сфорцандо) – внезапное, неожиданное ударение на одном звуке или аккорде. Этот нюанс исполняется более резко и ярко, чем обычный акцент. Обозначается sf.

5. Музыкальная фразировка – каждое музыкальное произведение делится на части (периоды, предложения, фразы, мотивы).

В хоровой партитуре музыкальная фраза делит музыкальный текст на отрезки, которые имеют полную или относительно полную музыкально-смысловую законченность. От того, как выстроена фразировка в партитуре, зависит расстановка общехорового и цепного дыхания. Для достижения фразировки используются такие средства, как агогика, динамика, цезуры.

    Цезура – грань между частями музыкального произведения – короткая, еле заметная, воздушная пауза между фразами или разделами музыкального произведения. Обозначается « V » («галочка»), «, » (комма, апостроф) или окончанием лиги. Исполняется за счет длительности предыдущей фразы.

Музыкальная выразительность исполнения связана и подчиняется выводу КУЛЬМИНАЦИИ.

Кульминации, которые соответствуют строению литературно-музыкальной фразы, называются частными. Они подчеркивают главную мысль каждой фразы, придают осмысленность исполнению. Главная мысль всего произведения, вершина напряжения, является общей кульминацией, которая подготавливается частными и, чаще всего, находится в конце партитуры или ближе к нему. Подчеркивается общая кульминация за счет динамики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.