Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 3 - Каждение. на Честнейшую



 

Билет 10.
Суточный. и седмичный. Круги богослужения
Навечерие Рождества Христова и Богоявления: порядок соед. вечерни с литургией Василия либо Иоанна, порядок чтения паремий, чин славления Христа,
Каждение. на Честнейшую

Вопрос1 - Суточный. и седмичный. Круги богослужения
Суточный богослужебный круг
– последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею. )

Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим),
покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия (лишь условно относится к суточному кругу) как самое главное Богослужение – посвящена воспоминанию  всей земной жизни Спасителя и дарованного Им таинства св. Причащения, установленного Самим Спасителем на Тайной вечери.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время.
Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается Всенощное Бдение, объединяющее вечерню, утреню и первый час.

Седмичный круг богослужения – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики,
преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в Октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено
одному из восьми гласов и т. о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Вопрос 2 Навечерие Рождества Христова и Богоявления: порядок соед. вечерни с литург. Василия либо Иоанна, порядок чтен. паремий, чин славлен Христа
Навечерие праздника Рождества Христова (сочельник) и его богослужебные особенности Канун праздника, 24 декабря, называется еще навечерием праздника. Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний, как это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие.

Если навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресенья, то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) часы и вечерня с литургией святого Василия Великого. Если навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или воскресеньем, то великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером в обычное время. В самый день навечерия, т. е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после которой служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника.

Великие часы представляют собой соединение всех 4-х часов в одну службу с присоединением к ним и чины изобразительных. Они имеют назначение — заменить собой в навечерие литургию, которая, хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, а, следовательно, относится к следующему дню. Заменяя собой литургию, великие часы имеют прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари.

Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова
Рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого. Только в случае, если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, рождественская вечерня в сочельник не соединяется с литургий, а совершается днем отдельно. На практике она совершается сразу после литургии св. Иоанна Златоуста. В этом случае, как было уже сказано, великие часы переносятся на пятницу. Литургия же св. Василия Великого  совершается в самый праздник.

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого Если сочельник случится в седмичный день, кроме субботы и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст. Затем  начинается вечерня (Порядок службы находится в Типиконе под 25 декабря. )' с литургией св. Василия Великого.
Священник с диаконом молятся перед Престолом: «Царю Небесный... », «Слава в вышних Богу... » и т. п.
Возглас: «Благословенно Царство », после которого читается «Приидите, поклонимся» (по Уставу — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... »  См. Типикон, под 25 декабря)
Псалом 103-й: «Благослови, душе моя... ». Далее — ектения « Миром Господу помолимся.. . ». После возгласа священники уходят в алтарь, если служит архиерей.
«Господи, воззвах... ». Иерей совершает проскомидию.
При пении стихиры на «И ныне» — вход с Евангелием,
«Свете тихий... ». Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера — великий прокимен: «Кто Бог велий»).
Чтение восьми паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику.
После первых трех паремий открываются царские врата.         Чтец читает тропарь: « Тайно родился еси в вертепе » до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас».
Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же исполняется тропарь после следующих
3-х паремий. Конец этого тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектения и возглас: « Яко свят еси, Боже наш... ».
Далее литургия совершается своим порядком
, т. е. Трисвятое, Прокимен: «Господь рече ко мне... », Апостол (Евр., зач. 303), Евангелие (Лк., зач. 5) и т. д.
После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря и кондака перед свечой). (Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник.
После заамвонной молитвы бывает освящение воды «Глас Господень на водах... ». После освящения воды бывает «Слава, и ныне», стихира и «Буди имя Господне благословенно... ».
Читают 33 пс., а затем «Премудрость» и отпуст  праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поют, а сразу после стихиры — «Премудрость».
См. Типикон, под б января. )

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Иоанна Златоуста Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста. После обычного литургийного отпуста (т. е. «Христос истинный Бог наш... ») затворяются царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа», затем «Блажен муж... »' (см. Типикон, под б января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», Трисвятое и т. д. (см. Богослужебные указания на 1951 г., с. 57 и на 1950 г., с. 84). После входа с Евангелием — «Свете тихий... », прокимен дня и паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси Боже наш» (см. К. Никольский, с. 545; Богослужебные указания на 1950 г., с. 85).
Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко мне». Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: «Рцем вси»; «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним вечернюю молитву», после возгласа сразу «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже... ». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую... ». Священник: «Слава Тебе... » и отпуст обычный. После вечерни прославление.

Чин «славления» Христа в навечерие Рождества Христова
После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом кончается богослужение навечерия праздника.
Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й): « Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем 6о звездам служащий, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе! »1
Кондак праздника (глас 3-й): « Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангел и с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог».

Всенощное бдение -  состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.
Великое повечерие: Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся... ». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется «Бог Господь... » с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники.
Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится,
но сразу возглашает: « Благослови, Владыко » и возвращается в алтарь. Священник: « Благословен Бог наш. .. » и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения.
По окончании каждения царские врата закрываются.
Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный» и прочее обычное начало.

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).
1-я часть: После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог... » (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог». Чтец: «День прешед... », «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите... » и т. д. Затем — Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропарь праздника (царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую... » и читает заключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи... ».

2-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы: 50-й, 101-й, молитва Манассии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника (царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую... » и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю».

3-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии — утреня, как на обычной праздничной всенощной. Утреня: После возгласа «Благословение Господне на вас» — шестопсалмие. По полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодаче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея... ». Прокимен, гл. 4: «Из чрева прежде денницы родих Тя... ». Евангелие (М ф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава» — «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» — то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме... ». Стих: «Помилуй мя, Боже... ». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем... ». Канонов два — св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начатой языков», по б-й — кондак и икос. Вместо «Честнейшую... » — припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное... ». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко втором канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку... ». Катавасия на 9-й песни — ирмос второго канона: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». (В русском переводе — М. Скабаллановича: «Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие». ) Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше... » (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш... » и прочее до конца.

Вопрос 3 - Каждение. на Честнейшую



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.