|
|||
Темпо-ритмТемп - скорость движения отдельных элементов сценической композиции в отдельный отрезок времени. Ритм - это степень интенсивности действия, активности борьбы с предлагаемыми обстоятельствами в процессе достижения цели. Темпо-ритм – это ритмически правильное чередование темпов. Ритм как элемент системы, элемент актерской психотехники - складывается из соотношения цели и предлагаемых обстоятельств малого круга. Ритм события определяется ритмом действия участвующих в событии людей, их соотношением. Событие — это всегда борьба ритмов. Чем контрастнее ритмы участников события, тем оно ритмически разнообразнее. Смена обстоятельств, переход из одного события в другое вызывают смену ритмов; ритм меняется в процессе оценки, после установления высшего признака. Смена ритмов — закон жизни человека. Поскольку искусство театра пространственно-временное, то здесь понятие ритма неотъемлемо от темпа, то есть от скорости действия. Интенсивность (ритм) и скорость (темп) взаимосвязаны. Их соотношение — важное средство актерской выразительности. Шкала темпо-ритмов по К. С. Станиславскому: Различают по Станиславскому 10 темпо-ритмов. 1-й. полная апатия, безразличие, почти умирание. 2-й. оказывается надо что-то делать 3-й. делаю с художественным размахом ( для себя). 4-й. делаю, потому что надо: не хочется, а надо ( воля). 5-й. ясное видение цели, готовность плодотворно действовать. 6-й. темпо-ритм насторожённого внимания, чётких решений. 7-й. бурная радость, преодоление препятствий, первое появление тревоги или опасности. 8-й-9-й. лихорадочный пульс жизни. 10-й – миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия. · Темпо-ритм внешний и внутренний Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т. к. опаздываю в школу). Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья). Тренинг. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ Тренируя переключения из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами. — Вы – дома. Сидите за столом и пишете письмо. Нормальное физическое самочувствие, темпоритм № 5. Решите, кому вы пишете, о чем? Действуйте. — А если бы вам не хотелось писать? Но не напишешь – тетушка обидится. Придется для приличия что-то нацарапать. Но что?.. Замените в своем внутреннем видении адресата и действуйте! (№ 4) — А если бы была жара, да вас тянуло бы еще ко сну, а писать тетушке все-таки пришлось бы? (№ 3) — А если бы письмо, которое вы пишете, нужно было бы закончить ровно через две минуты? Нет ни жары, ни тетушки. Измените обстоятельства и действуйте! (№ 6) — А если бы вас исключали из института и вы писали заявление ректору с просьбой оставить вас? Оправдайте вымыслом эти предлагаемые обстоятельства и действуйте! (№ 8) КОРОБКА СКОРОСТЕЙ — Велико ли расстояние до той стены? Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них: — Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти, не спеша, до той стены? А сколько времени?.. Ну, а быстрым шагом?.. Пройдите – сначала медленно, а второй раз быстрее. — Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдете медленнее, на первой скорости. Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду " вперед! ", только будьте готовы идти!.. Меняем задание – вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой?.. А если... на второй? Вперед! Нужно, чтобы ученик почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата – настройку организма на ускорение или замедление, установку на новое действие, на организацию действий в пространстве и во времени. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность натренировать механизмы переключения, быстроты реакций. — У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Вперед! Теперь в " копилке ощущений" ученика есть три разных настройки на скорость – медленно, быстро, стремительно. — Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй!.. На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед! По тому, как двигается ученик после команды " вперед! ", можно судить, верная ли была до этого настройка, а также о том, насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую. СЛОЖЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ Упражнения на сложение темпоритмов могут проводиться в такой, например, последовательности: 1. Ученик действует с воображаемыми предметами (причесывается, пришивает пуговицу, одевается и пр. ) и мысленной речью подкрепляет свое действие, уточняя его подробности, помогая удерживанию видений. (Темпоритм № 6. ) 2. Действие с воображаемыми предметами прерывается. Ученик вспоминает действенные эпизоды вчерашнего утра – с мысленной речью. (Темпоритм № 4. ) 3. Оба действия складываются: ученик продолжает действовать с воображаемыми предметами, сопровождая это действие воспоминанием вчерашнего утра с мысленной речью. — Оправдайте вымышленными обстоятельствами: зачем вам потребовалось совершать именно это действие с воображаемыми предметами и одновременно вспоминать вчерашнее утро? Темпоритмы должны сохраниться такими же, какими они были, – воспоминание не активное, работа руками гораздо активнее! ЛЮДИ И ТЕМПОРИТМЫ Условная градация темпоритмов может стать более ощутимой, если в учебном разделе " Наблюдения" студент попытается соотнести характеры наблюдаемого человека с присущим ему обычным темпоритмом жизни. Наблюдающий непременно заметит, что есть люди " пятого тем-поритма". Среди них – много разнообразных характеров, но все они склонны скорее к избытку покоя, чем к волнениям. Их девиз – максимум покоя, минимум энергии. Обстоятельства жизни заставляют, конечно, и их " взвиваться" временами выше своей нормы или опускаться ниже, как и других людей, с иными характерами, но главным остается одно – их стремление жить в своем тонусе. Люди пятого темпоритма при всех их разновидностях – прочно, уверенно шагают по жизни. На них можно положиться. Им не угрожают неожиданности, они всегда начеку, всегда в курсе дел соседей и мироздания, они знают, что волноваться вредно и бесполезно, что надо жить, как все люди, а потому им нередко сопутствуют удачи в личной и служебной деятельности. Завидная категория! Психологам еще предстоит объяснить, каким образом сосуществуют в этой благополучной жизненной нише поразительный Антон Павлович Чехов рядом с его поразительным Апломбовым. Но студенческие раздумья по этому поводу помогут им в разгадке происхождения разных характеров наблюдаемых людей, биографический материал которых – их будущие актерские роли. Скажем и о людях седьмого темпоритма. Их жизненный тонус диктуется повышенно-настороженным, а подчас подозрительным вниманием к явлениям окружающей действительности. Поэтому они всегда несколько возбуждены, недоверчивы... Итак: — Покажи из своих жизненных наблюдений человека четвертого темпоритма. — А пятого? — А седьмого? ДЕЙСТВИЕ В ДВУХ ТЕМПОРИТМАХ — Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме № 3, а мысленное действие в темпоритме № 7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленным действием в воспоминании. Допустим, ученик начал с того, что неторопливо брился воображаемой бритвой. Потом, в мысленном действии, вспоминал, как он на днях потерял чужую, очень ценную, вещь. Оправдание сложенных действий: " Я дома, бреюсь; ко мне пришел товарищ, который оставил на сохранение золотые часы, подарок отца; он еще не знает, что я их потерял; он сидит, просматривает газету, а когда кончит, конечно, спросит меня о часах; я выдумываю, как перед ним оправдаться, а чтобы он не забеспокоился раньше времени, не заподозрил неладное, я нарочито спокойно бреюсь... "
|
|||
|