Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иконостас



 

Задание: прочитать текст, ответить на вопросы:

- что такое иконостас?

- где, когда и кем были созданы самые древние русские иконостасы?

- как шло усложнение русского высокого иконостаса, какие ряды добавлялись?

- перерисуйте (схематично) и подпишите элементы высокого иконостаса.

Иконостас

Иконоста́ с (ср. -греч. ε ἰ κ ο ν ο σ τ ά σ ι ο ν ) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма.

В первые века христианства алтарь отделялся завесой или алтарной перегородкой в форме парапета, колонн или резной решетки. Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. Исследования русских храмов XI-XII веков позволило установить, что в тот период на Руси существовало два основных типа алтарных преград — со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем. Темплон, в русской варианте «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство.

Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса» и Царских врат, относится к 1360—1361 годам (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло. В свою очередь, византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.

По поводу дальнейшего развития русского иконостаса в XV века существует две основных гипотезы. Согласно первой из них, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Вторая гипотеза основана на том, что высокий иконостас формировался постепенно, в два этапа. Сначала иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. В 1408 году (или в 1410-11 гг). в мастерской Андрея Рублева совместно с Даниилом Чёрным впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд. для Успенского собора Владимира. Сохранилось всего 3 русских иконостаса XV века: иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1425—1427), иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ок. 1490), иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497).

Классический тип высокого пятиярусного православного иконостаса окончательно формируется в XVI веке, когда существующему иконостасу добавляется новый ряд — праотеческий. Центром праотеческого чина был выбран новый образ Троицы. Первые праотеческие чины сохранились в Благовещенском соборе Московского Кремля. В начале XVII века над праотеческим рядом все чаще появляется ярус с изображений серафимов и херувимов. Во второй половине XVII века в состав иконостаса прочно вошел так называемый пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т. е. кисть руки, примерно 30 х 24 см. ). Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666—1667 годов, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны... ». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам. Кроме того, с чисто декоративной точки зрения пядничные иконы использовались в иконостасе для уравнивания по высоте разновеликих икон местного чина (ряда).

В конце XVII века в русском искусстве появился московский или нарышкинский стиль. В иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. В этот период значительно усиливается тенденция к большей декоративной пышности в оформлении иконостаса. Распятие становится более живописным, часто обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце XVII — начале XVIII веков получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце тот же период под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах. В последующие века на декоративное убранство иконостаса влиял стиль, господствующий в архитектуре в то или иное время.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.