|
|||
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ДОБРОВОЛЬЦЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ» Номинация: Имена Великой Победы Тема: Крылатый маршал с позывным «Дракон» Выполнили: 1). Голубев Владимир Артёмович, ГБОУ СОШ № 43 г. Севастополя, 11 класс 2). Мама Кабанова Вероника Александровна 3). Боярко Ирина Валиевна, ГБОУ СОШ № 43 г. Севастополя, педагог-библиотекарь Электронная почта команды: biblio-43@mail. ru Город Севастополь – 2021 Южный федеральный округ Текст эссе С чего начинается любовь к Родине? Думаю, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, я уверен, что многие согласятся в том, что нельзя не любить землю, на которой родился и вырос. Жить в Севастополе и любить Севастополь – значит изучать и гордиться историей родного города. В 2009 году в нашей школе основан музей «История войск противовоздушной обороны» (сокращенно ПВО). Севастополь является не только городом морской славы, но и городом, в котором чтят память героев авиаторов. Музейные стенды и экспозиции нам рассказывают о Героях ПВО, одним из которых является Евгений Яковлевич Савицкий - советский военный лётчик и военачальник, ас-истребитель Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, единственный, кто летал на боевых самолётах, будучи в звании маршала авиации. Родился Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В 12 лет от холеры умирает отец. Затем он попал в детский дом. После окончания школы ФЗУ работал шофёром. Любовь к технике, задиристый нрав, умение отстаивать свою точку зрения, великолепные физические данные и беззаветная преданность идеям построения нового общества отличали Евгения Савицкого на протяжении всей его жизни. Благодаря этим качествам его, 18-летнего парня, по комсомольской путевке направили в Сталинградскую летную школу. Там он стал первым курсантом, самостоятельно поднявшимся в небо. Получив в своё распоряжение худший в округе 29-й истребительный авиаполк, капитан Евгений Савицкий не стал протестовать - сел в кабину, взлетел и продемонстрировал каскад сложнейших фигур, промчавшись в заключение над самой землёй вверх колёсами. Характер у него выработался под ударами судьбы бойцовский, лидерский и в 28 лет становится командиром дивизии, а в 32 года — командиром корпуса! Продвигался он по службе так быстро благодаря исключительному трудолюбию, незаурядным способностям и упорству в овладении лётным делом. В годы Великой Отечественной войны храбрый лётчик сражается под Москвой, в небе Воронежа и под Сталинградом, на Кубани, в Крыму, в Белоруссии, участвовал в битве за Берлин. Об этом он рассказывает в своих книгах: «Полвека с небом», «Небо для смелых», «Я – «Дракон». Атакую! », «В небе над Крымом» и «В небе над Малой землёй». Для меня, севастопольца, было очень важно узнать как можно больше о роли командира 3-го истребительного авиакорпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта Е. Я. Савицкого в освобождении родного города. В 1944 году, в боях за освобождение Севастополя, разведчиками был захвачен аэродром противника, на котором были обнаружены 3 новеньких Ме -109. После нескольких потерь боевых летчиков своей части, вылетевших на разведку и не вернувшихся с задания, генерал решил лично осуществить вылет на трофейной технике в тыл врага. В итоге были получены бесценные данные об оборонительных линиях противника. В книге «В небе над Крымом» Е. Я. Савицкий вспоминает: «На бреющем полете веду разведку наземных войск. Обнаружил интенсивные инженерно-саперные работы. Это готовится вторая линия обороны на Сапун-горе. Отмечаю перемещение туда же артиллерии из района Северной бухты». В книге «В небе над Крымом» Е. Я. Савицкий рассказывает: «Отступая к Севастополю, гитлеровцы упорно сопротивлялись. В мощный узел обороны превратили Сапун-гору. На уступах ее были сооружены шесть ярусов траншей с дотами, и все это, прикрытое противотанковыми, противопехотными минами, проволочным заграждением, представляло труднопреодолимый рубеж. На каждую нашу стрелковую роту, действовавшую в первом эшелоне, здесь в среднем приходилось тридцать два пулемета, пятнадцать минометов. Сильно укрепили немцы Мекензиевы горы, Инкерман, Сахарную Головку». Я хочу напомнить о том, что, невзирая на усилия немцев, нашим войскам, чтобы взломать мощные укрепления в Крыму в 1944 году и очистить от противника почти весь полуостров оказалось достаточно всего 35 суток, а в 1941—1942 гг. немецким войскам понадобилось 250 суток, чтобы овладеть героически защищавшимся Севастополем! За проявленный героизм и мужество при освобождении Севастополя, в 1974 году Евгений Яковлевич Савицкий был удостоен высокого звания – Почётный гражданин Севастополя. Грамота хранится в фондах музея героической обороны и освобождения Севастополя. «Чтобы стать сознательным гражданином, нужно быть хоть немного историком своей страны», – сказал великий русский историк В. Ключевский. Очень важная часть исследовательской деятельности – работа с архивами, ведь что-то новое мы можем найти, только анализируя первоисточник, в таком случае отсутствует риск дезинформации. Мы зашли на сайт " Память народа. 1941 - 1945" на страничку «Герои войны». В разделе «Савицкий Евгений Яковлевич» указаны должность, год и место рождения, и перечень полученных наград. Именно Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 и наградной лист с кратким, конкретным изложением личного боевого подвига важны для нашей исследовательской работы, так как вторую звезду Героя Е. Я. Савицкий получил после освобождения Севастополя и Крыма. На сайте «Российский Государственный архив фотодокументов» ознакомились с интернет-проектом «Голоса выдающихся советских военачальников ВОВ» и с трепетом услышали голос Евгения Яковлевича, а также нашли подлинные фотографию времён ВОВ. В ходе Висло-Одерской операции в паре со своим ведомым Семёном Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки. В целом в Висло-Одерской и Берлинской операциях лётный состав авиакорпуса нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта. К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. Всего им было произведено 216 боевых вылетов. После войны легендарный лётчик одним из первых осваивает реактивные истребители. В книге «Полвека с небом» Е. Я. Савицкий подробно описывает, каких усилий стоило ему сломать инертность и консервативность мышления лётчиков, которые утверждали, что высший пилотаж на реактивных самолётах невозможен с технической точки зрения: перегрузки окажутся непосильными для самого лётчика, а машина не выдержит и развалится в воздухе. На реактивных истребителях лётчик будет выигрывать бой за счёт скорости, маневренность, которая вырабатывается в результате выполнения фигур высшего пилотажа, не нужна. Опровергнуть подобную точку зрения было нелегко, но доказать свою правоту Е. Я. Савицкий и его единомышленники могли только делом. Поражает упорство, работоспособность, умение довести начатое дело до конца. Впервые в мире пятерка реактивных самолётов выполнила фигуры высшего пилотажа. Сталин поздравил всех пятерых с наградой орденом Красного Знамени, а Савицкого назначил командующим авиацией ПВО страны. Таким образом, была открыта для пилотов новая эра реактивных самолетов, техники принципиально иных возможностей и скоростей. После создания и внедрения в производство боевых реактивных истребителей Советский Союз смог в кратчайший срок собственными силами и средствами ликвидировать опасное техническое отставание от ведущих мировых держав. Воздушное пространство СССР было теперь под надежной защитой элиты советских пилотов, прошедших обучение на новейших на тот период летных образцах реактивной техники. Все строевые летчики учатся тому, как применять фигуры высшего пилотажа для того, чтобы остаться в живых и нанести максимальный урон противнику. Например, в реальном бою фигура высшего пилотажа - «колокол» позволяет на несколько секунд исчезать с радаров и обманывать ракеты с радиолокационным наведением, а умение выполнять фигуру - «штопор» сократило количество жертв среди военных пилотов. Свой последний полёт он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет! Вы только представьте - свыше 40 лет изо дня в день поднимал он боевую машину в небо. Но надо понимать, летал не просто потому, что любил летать. «Формула лётчиков «Делай, как я! » стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими». Это давало ему право, во-первых, требовать от своих подчиненных, а, во-вторых, держать на очень высоком уровне противовоздушную оборону страны. И спрашивать со своих подчиненных, с летчиков, и уметь воспитывать молодое поколение. Он часто бывал в Армавирском военно-воздушном училище, где поднял на качественно новый уровень подготовку летчиков. На сайте школы в разделе «Живая история» я узнал о том, что выпускнику Армавирского училища полковнику авиации Яворскому Алексею Григорьевичу диплом с отличием вручил лично Е. Я. Савицкий. Я связался с ним пор вайберу и попросил поделиться воспоминаниями: «Е. Я. Савицкий любил и очень трепетно относился к нашему Армавирскому училищу. Оно действительно, по сравнению со всеми летными училищами ВВС, готовило элитных летчиков, которым предстояло в мирное время постоянно выполнять задачи несения боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашей Советской Родины - СССР. И очень заслуженно, за качественную подготовку летчиков для истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы для истребительной авиации ПВО страны, в феврале 1968 года училище было награждено орденом Боевого Красного Знамени. Заслуга командующего авиацией ПВО дважды Героя Советского Союза маршала авиации Е. Я. Савицкого в том, что переданное в ПВО училище в 1964 году впервые выпустило летчиков-инженеров (стало высшим, а до этого было средним) да ещё с 2-м классом. А в 1968 году три группы выпускников прошли переподготовку в центре переучивания в Саваслейке и выпустились на Як-28, Су-9 и Су-15. Обосновываю уровень подготовки курсантов училища. Я окончил училище в 1971 году. Был подготовлен к боевым действиям на истребителе МиГ-17 (вооружённого двумя 23-мм пушками со скорострельностью по 14 выстрелов с секунду каждая и одной 37-мм пушкой со скорострельностью 6, 5 выстрела в секунду), днём (это ещё на 3-м курсе) - выполнил практические стрельбы по наземным целям, был подготовлен к перехватам воздушных целей в СМУ (сложных метеоусловиях) за облаками парой, имел допуск и летал на боевом МиГ-17 при метеоусловиях 400х4, т. е. - нижний край облачности = 400 м, полетная видимость = 4 км. Т. е. начало полосы можно было увидеть только над " дальним приводом", что в 4 км от начала полосы. Ночью также был подготовлен одиночно на МиГ-17 к выполнению перехватов воздушных целей, что и успешно выполнил на государственном экзамене по летной подготовке. Примеры подготовки по сравнению с другими лётчиками ВВС. Мой товарищ по летнему экипажу, (т. е. у нас был один инструктор - ст. лейтенант Валерий Петрович Диденко, выпускник 1968 года) Миша Штилерман (он ещё жив, живёт в Одессе) на 3-м курсе из-за временных проблем со здоровьем был направлен в госпиталь в Ростов. По возвращению он рассказал историю, как находившийся в том госпитале летчик ВВС в звании майора, также летающий на МиГ-17, (с гордостью поведавший этому курсанту АВВАКУЛ, что имеет допуск 600х6) был ошарашен словами 3-курсника училища ПВО, что он имеет допуск и летает при 400х4. Майор ВВС обиделся и не поверил... Ещё один пример: во время моего обучения, именно по настоянию Е. Я. Савицкого, в училище проводили уникальнейшие эксперименты: небольшие группы курсантов-выпускников готовили и выпускали с училища уже на сверхзвуковых перехватчиках Як-28, Су-9 и Су-15. И даже было такое - группа курсантов даже выполнила стрельбы ракетами по радиоуправляемым воздушным целям и выпустилась лётчиками 2-го класса. Ни о чём подобном в училищах ВВС и мечтать не могли! » Алексей Григорьевич выслал фотографию из личного архива. В 1982 году всему миру стало известно имя дочери маршала Е. Я. Савицкого – Светланы. Она вторая в истории страны женщина-космонавт и первая в мире женщина, которая вышла в открытый космос, единственная женщина дважды герой Советского Союза. Из интервью с полковником Константином Петровичем Кржеминским, автором книги «Крылатый маршал с позывным «Дракон», изданной в 2021 году, я узнал, что Светлана Евгеньевна выразила согласие на присвоение ГБОУ СОШ № 57 г. Севастополя имени маршала Е. Я. Савицкого. О совместной работе в специальных государственных комиссиях по разработке и внедрению новых радиотехнических систем рассказал в интервью начальник штаба 16 радиотехнической бригады К. П. Кржеминский: «Первая встреча с Евгением Яковлевичем состоялась осенью 1970 года при разработке приказа, регламентирующего организацию боевого дежурства в войсках ПВО страны. Причиной создания этого приказа послужил первый в истории нашей страны угон легкомоторного самолёта Л-200 Морава из Керчи в Турцию. А произошло это следующим образом. Два студента Симферопольского медицинского института, окончившие аэроклуб ДОСААФ в Симферополе, 5 июля 1970 года купили билеты на легкомоторный двухместный самолёт от Симферополя до Керчи. При возвращении из Керчи на самолёте, один из них набросил на голову пилота мешок, а второй взял управление на себя. Изменив курс, они направились на предельно малой высоте на юг в Турцию, где попросили политическое убежище. Разведывательно-информационным центром командного пункта 1 дивизии ПВО работой по обработке и контролю за получаемой информацией от радиотехнических подразделений 16 радиотехнической бригады руководил майор Суша З. А. Ахиллесовой пятой для радиолокационных станций являлось обнаружение и проводка летательных аппаратов на предельно малых высотах. Сложности работы по низколетящим воздушным объектам вызывали полёты больших стай птиц, имеющих примерно такую же скорость, высоту полёта и характер радиолокационной отметки на экране радиолокационной станции, как и отметки от летательных аппаратов. В результате этого майор Суша З. А. проигнорировал отрывочно полученную информацию от дежурных подразделений южного берега Крыма. Проведённый скрупулёзный анализ происшедшего инцидента потребовал внесения фундаментальной корректировки в действующие каноны по организации боевого дежурства в войсках ПВО страны. Решение этой ответственной задачи было поручено комиссии во главе с маршалом авиации Е. Я. Савицким. В составе данной комиссии работал и я. Подкомиссиям каждого рода войск ПВО страны была поставлена задача - подготовить такой проект приказа, который гарантировал бы недопущение случаев безнаказанного нарушения воздушной границы нашего государства. Комиссия работала на Бельбеке в штабе 62 истребительного полка. В результате двухнедельных трудов был подготовлен проект приказа Главкома ПВО 00100 «Об организации боевого дежурства в войсках», который вступил в силу с 01. 01. 1971 года». Чтобы узнать «из первых уст» о маршале Е. Я Савицком, наша команда решила взять интервью у генерал-лейтенанта авиации Виталия Петровича Ефремова. В период службы в войсках противовоздушной обороны страны Виталию Петровичу, как он сам говорит, «посчастливилось» работать под непосредственным руководством маршала авиации Савицкого Е. Я. В течение многих лет Евгений Яковлевич способствовал внедрению в войсках новой техники и постоянно решал задачи повышения боеготовности войск ПВО. Виталий Петрович вспоминает: « В должности командующего авиацией ПВО и в последующем, в должности заместителя Главнокомандующего Войсками ПВО страны маршал авиации регулярно, всегда внезапно проверял боевую готовность подчинённых авиаполков, летая по всему Советскому Союзу на самолёте Як – 25 и объявляя команду «ВОЗДУХ» под своим знаменитым, фронтовым позывным «ДРАКОН». Мне не раз непосредственно приходилось исполнять эту команду на границе с Афганистаном, служа в приграничном 735-ом истребительно-авиационном полку». Духовное наследие истории о дважды Герое Советского Союза маршале авиации Е. Я. Савицком открывает нам, старшеклассникам, основные жизненные ценности и ориентиры. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, идея служения Отечеству. При осмыслении описанной истории, я понял, что патриотизм – это деятельная любовь к Родине, что наши деды жили и творили по установившейся в России традиции: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Мы, к сожалению, последнее поколение, успевшее увидеть ветеранов Великой Отечественной войны, поэтому надо успеть приобщиться к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений. Я горжусь тем, что Константин Петрович подарил мне свою книгу «Крылатый маршал с позывным «Дракон» с автографом. Изучая жизненный и боевой путь дважды Героя Советского Союза Е. Я. Савицкого, я испытывал трепетное чувство сопричастности к миру, в котором жил, сражался, героически побеждал этот удивительный лётчик-легенда. Лично для меня наследие этой истории заключаетсявосознании цены мирной жизни и необходимости беречь ее. Я родился в семье военного, собираюсь продолжить семейную традицию – хочу посвятить свою жизнь службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Наш долг перед поколением Победителей — сохранить историческую память о Великой Отечественной войне.
|
|||
|