![]()
|
|||
6. Палеолитические рельефы
Лоссель, Франция. «Венера» с рогом бизона в руке. Техника шамплеве. Ок. 20 000 лет назад
Рок-о-Сорсье.
В этой же технике(шамплеве) выполнено изображение на плакетке из Ложери-Басс(женщина с северным оленем), а так же наиболее ранние женские знаки на плитах Ла- Ферраси, Абри-Селье и Бланшар, которые занимают промежуточное положение между графировкой и рельефом.
Перед нанесением фигур плоская поверхность блоков могла выравниваться с помощью обивки, скобления и шлифовки. То же самое часто встречается на стенах пещер и навесов. Распространение барельефа зависит от прочности скальных пород (очевидно). Фоновые участки выдалбливались с помощью кремневых долот и других орудий (найденных в частности в пещере Кап-Блан). Кап-блан «лошадиный фриз»
Также, художники могли использовать естественные неровности скалы для придания рельефности(грот Коммарк) На некоторых рельефах(напр. Женские образы ) встречаются остатки краски, свидетельствующие, что фигуры могли быть раскрашены и иллюзия «оживания» была более убедительной (особенно при свете жировых ламп (огня короче)).
Ла-Магдален сравнительно небольшой грот. Здесь находится всего четыре изображения. Эти рельефы вызывают удивление: мастерски выполненная свободная поза предвосхищает классическое и ренессансное искусство. В сравнении с ранними рельефами из Лоссель (рис1)можно увидеть большое продвижение. Особенно это ощутимо в положении ног. Проблема, существовавшая у лоссельского художника была разрешена в Ла-Магдален в манере, предзнаменующих целое направление лежащих Венер в позе релаксации( античность, капелла Медичи Микеланджело). Первобытный художник являлся мастером своего дела в прямом смысле этого слова, он употреблял естественные неровности, бугры, трещины, включая их в изобразительное поле. (пещеры Руфиньяк, тон-де- Гом, Кастильо, Альтамира и др. ) Фон-де-Гом. Рельеф бизона на естественной поверхности.
Возможно с этим же связана технология лепки и вырезания фигур из глины(тюкОдубер) При создании объема изображений могла использоваться глина. Также применялись различные более сложные техники( камео ), например, в святилище Труа-Фрер цветовая и тоновая многослойная поверхность стен подсказывала изобразительные и выразительные возможности техники камео (глубоко прорезанные линии были черными, менее глубокие – белыми. Круглая скульптура, линия и рельеф возникли практически одновременно и сосуществовали в течение всего рассматриваемого периода (палеолит) Примеры: Пещеры: Рок-о-Сорсье, Лоссель, Англ-сюр-Англен, Ла-Магдален Работы: Лоссель (Фр) - “Венера” с рогом бизона в руке (техника шамплеве)
|
|||
|