|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики человека
1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристики человека
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой. 2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям. 3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей. 4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека. 5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой. 5. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6. Страна 2 с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Женщины активно вовлекаются в процесс производства. 2) Рабочие составляют значительную часть населения. 3) В стране сложилось крупное машинное производство. 4) Компьютерные технологии используются во многих областях. 5) Государство имеет федеративное устройство. 6) Большинство семей имеют трёх и более детей. 7. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
9. Фирма Z планирует расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов 2) налоговые отчисления 3) повышение производительности труда 4) прибыль от реализации продукции предприятия 5) совершенствование производственных технологий 6) выпуск и размещение акций предприятия 10. Ha графике отражено изменение предложения бананов на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике Р — цена товара‚ Q — количество товара. ) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение доходов потребителей 2) увеличение таможенных пошлин на импорт бананов 3) предоставление льготных кредитов продавцам бананов 4) уменьшение цен на энергоносители 5) неурожай бананов в странах-производителях 11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества. 2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон. 3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод. 4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы. 5) Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон. 12. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём Вы видите преимущества мажоритарной избирательной системы? ». Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Треть опрошенных отметила, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах. 2) Каждый четвёртый опрошенный считает преимуществом мажоритарной системы ответственность депутатов перед избирателями. 3) Меньше опрошенных считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, чем отмечают рост разнообразия политических взглядов в парламенте. 4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько считают, что данная система больше учитывает интересы общества. 5) Наибольшая доля опрошенных отметила в качестве преимущества мажоритарной избирательной системы то, что будет большее разнообразие для политических идей в парламенте.
13. Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.
14. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15. Конституция провозглашает Z унитарной демократической республикой. Какие из приведённых признаков характеризуют политический режим в государстве Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Все территориальные образования имеют одинаковый статус. 2) Высшим органом государственной власти является избираемый гражданами парламент. 3) Парламент избирается гражданами на регулярных и свободных выборах. 4) Правительство несёт ответственность перед парламентом. 5) В государстве свободно действуют оппозиционные партии. 6) В государстве соблюдаются гражданские и политические права. 16. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право участвовать в управлении делами государства 2) право на свободу и личную неприкосновенность 3) право на личную и семейную тайну 4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства 5) право участвовать в отправлении правосудия 17. Выберите из предложенного признаки правового государства. 1) наличие системы налогов и сборов 2) разделение и независимость ветвей власти 3) система сдержек и противовесов ветвей власти 4) верховенство закона, его равное действие для всех 5) разветвленная система правоохранительных органов 6) соотношение национальной валюты с валютами других стран Ответ запишите цифрами без запятых и пробелов. 18. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
19. 15-летняя Марина хочет устроиться на работу курьером. При каких условиях работодатель может заключить с ней трудовой договор? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. 1) согласие органа опеки и попечительства 2) согласие обоих родителей (попечителей) 3) наличие решения суда об эмансипации 4) выполнение лёгкого труда 5) труд не должен причинять вреда здоровью 6) прохождение медицинского осмотра 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
Пропущенные элементы: 1) цель 2) сознательный 3) потребность 4) результат 5) прогресс 6) престижный 7) социальный 8) биологический 9) регрессивный 21. Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них. В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм. Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <... > Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений. (А. Б. Безбородое, В. П. Филатов и др. ) 22. Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. 23. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. 24. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса. 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о науке. 26. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека. 27. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вв0дят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой — явки избирателей на выборы. Назовите три причины. 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как открытая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 29. С9. 1 Философия: «Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир». (А. Моруа) С9. 2 Экономика: «Если мы перестанем предлагать новые решения, чтобы соответствовать запросам потребителей и технологическому прогрессу, нас в любое время могут вытеснить из бизнеса». (Д. Рейке) С9. 3 Социология, социальная психология: «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс) С9. 4 Политология: «Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией». (И. А. Ильин) С9. 5 Правоведение: «Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола». (А. Ф. Кони)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|