Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пичахчи Олег. Лекционный материал



 

Дата: 09. 11. 2021 г.

Группа: 1-ОПУТ-20

Пичахчи Олег

Тема: «Выбор рационального подвижного состава пассажирского транспорта. Факторы, влияющие на выбор рациональной вместимости автобуса»

Лекционный материал

 

Выбор типа автобуса по вместимости и определение их количества (Ам) для данного маршрута является одной из основных задач службы эксплуатации перевозчика при организации движения. Правильно выбранный по вместимости тип автобуса и правильно выполненный расчет потребного числа автобусов на маршруте оказывают решающее влияние на качество обслуживания пассажиров, и эффективность работы автобусов.  

Предварительный анализ рынка подвижного состава показывает, что сегодня большинство отечественных моделей автобусов крайне не экономичны в эксплуатации и не надежны. В некоторых регионах развернуто или разворачивается производство новых моделей автобусов на базе авторемонтных заводов или производство другого профиля. Однако эти производства не являются массовыми, не могут обеспечить достаточно низкую себестоимость и соответствующее качество, т. е. их нельзя рассматривать в качестве базовых для ориентации системы транспорта общего пользования на выпускаемые ими модели. С другой стороны, мы не можем ориентироваться на импортные автобусы, поскольку, как и в других странах, в дальнейшем государственная политика будет направлена на приоритет отечественных производителей.  

Выбор базовой модели подвижного состава является очень важной задачей, результаты решения которой оказывают длительное влияние на транспортную систему. Это связано, во-первых, с большим сроком службы самого автобуса (который в развитых странах составляет порядка 15 лет) и, во-вторых, со значительными затратами на производственную базу для технического обслуживания и ремонта, которая во многом приспособлена для конкретной модели транспортного средства.  

Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости.  

На выбор автобусов рациональной вместимости и определение потребного их количества оказывают влияние следующие факторы:  

- объем перевозок пассажиров на маршруте и его отдельных участках;  

- пассажирооборот на маршруте и его отдельных участках;  

- характер колебания пассажиропотоков по часам суток и протяженности маршрута;  

- режим работы автобусов на маршруте;  

- скорости движения;  

- протяженность маршрута;  

- интервал движения;  

- пропускная способность дорог; - производительность автобусов; - себестоимость перевозок.  

Определяющим критерием выбора являются условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, эффективная работа автобусов и повышенный уровень качества обслуживания, устанавливаемый нормативами.  

Вместимость автобуса и степень ее использования являются основными показателями, определяющими уровень качества пассажирских перевозок.  

При выборе автобусов их вместимость должна обеспечивать не только гарантированную и качественную перевозку пассажиров, но и получение максимально возможных доходов от их эксплуатации.

Основными факторами, влияющими на выбор автобусов рациональной вместимости, являются объем перевозок и пассажирооборот на автобусных маршрутах.  

Значительные объемы перевозок реализуют подвижным составом большой вместимости, работающим с минимально допустимыми интервалами движения. При малых объемах перевозок используют автобусы меньшей вместимости, не снижая качественные показатели перевозок.  

Выбор подвижного состава связан, в первую очередь, с определением его номинальной вместимости.  

Вместимость подвижного состава определяется его конструктивными особенностями.  

Подвижной     состав    по вместимости   должен максимально соответствовать мощности и характеру пассажиропотока.  

Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотоков, так как от этого непосредственно зависят производительность и обеспечение населения перевозками с необходимыми условиями комфорта и затраты времени на передвижение, а также себестоимость перевозок.  

Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5–ти чел/м2 площади салона, не занятой сидениями, в часы пик – до 8–ми чел/м2.  

В зависимости от пассажиропотока в одном направлении, необходимая вместимость автобуса в часы «пик» соответствует значениям, представленным в таблице 1.

 

Таблица 1 – Рекомендации по выбору автобусов по вместимости с учетом величины пассажиропотока в час-пик

Пассажиропоток в час-пик, пасс. /час Вместимость автобуса, пасс.
200-1000
1000-1800
1800-2600
2600-3800
3800 и выше

 

 

В зависимости от мощности пассажиропотока на наиболее напряжённом участке маршрута в час пик рекомендуется рациональное использование городских автобусов различной вместимости (таблица 2).  

 

Таблица 2 – Зависимость вместимости автобуса от наполнения

Наполнение на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик», пасс Вместимость автобуса, мест.
до 350 30 – 35
351 – 700 50 – 60
701 – 1000 80 – 85
Более 1000 110 – 120

 

Вместимость автобуса можно также определить по суточной напряжённости пассажирооборота на маршруте (таблица 3).  

 

 

Таблица 3 – Выбор вместимости автобуса

 

Напряжённость суточного пассажирооборота, пасс. км Вместимость автобуса, мест.
до 6000
6000 - 10000
10000 - 16000 80…. 85
Более 16000 150…. 160

 

 

Контрольные вопросы:  

1. Основными факторами, влияющими на выбор автобусов рациональной вместимости являются: пассажиропоток, характер колебания пассажиропотока по часам суток, режим работы автобусов на маршруте, скорость движения, протяженность маршрута, интервал движения, пропускная способность дорог, производительность автобусов и себестоимость перевозок.

2. 1800-2600

3. 60

4. Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5–ти чел/м2 площади салона, не занятой сидениями, в часы пик – до 8–ми чел/м2.

5. Выбор типа автобуса по вместимости. Основным критерием при выборе рационального типа автобусов для того или иного маршрута является целесообразный интервал движения, который определяется по данным обследования пассажиропотоков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.