|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пичахчи Олег. Лекционный материал
Дата: 09. 11. 2021 г. Группа: 1-ОПУТ-20 Пичахчи Олег Тема: «Выбор рационального подвижного состава пассажирского транспорта. Факторы, влияющие на выбор рациональной вместимости автобуса» Лекционный материал
Выбор типа автобуса по вместимости и определение их количества (Ам) для данного маршрута является одной из основных задач службы эксплуатации перевозчика при организации движения. Правильно выбранный по вместимости тип автобуса и правильно выполненный расчет потребного числа автобусов на маршруте оказывают решающее влияние на качество обслуживания пассажиров, и эффективность работы автобусов. Предварительный анализ рынка подвижного состава показывает, что сегодня большинство отечественных моделей автобусов крайне не экономичны в эксплуатации и не надежны. В некоторых регионах развернуто или разворачивается производство новых моделей автобусов на базе авторемонтных заводов или производство другого профиля. Однако эти производства не являются массовыми, не могут обеспечить достаточно низкую себестоимость и соответствующее качество, т. е. их нельзя рассматривать в качестве базовых для ориентации системы транспорта общего пользования на выпускаемые ими модели. С другой стороны, мы не можем ориентироваться на импортные автобусы, поскольку, как и в других странах, в дальнейшем государственная политика будет направлена на приоритет отечественных производителей. Выбор базовой модели подвижного состава является очень важной задачей, результаты решения которой оказывают длительное влияние на транспортную систему. Это связано, во-первых, с большим сроком службы самого автобуса (который в развитых странах составляет порядка 15 лет) и, во-вторых, со значительными затратами на производственную базу для технического обслуживания и ремонта, которая во многом приспособлена для конкретной модели транспортного средства. Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости. На выбор автобусов рациональной вместимости и определение потребного их количества оказывают влияние следующие факторы: - объем перевозок пассажиров на маршруте и его отдельных участках; - пассажирооборот на маршруте и его отдельных участках; - характер колебания пассажиропотоков по часам суток и протяженности маршрута; - режим работы автобусов на маршруте; - скорости движения; - протяженность маршрута; - интервал движения; - пропускная способность дорог; - производительность автобусов; - себестоимость перевозок. Определяющим критерием выбора являются условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, эффективная работа автобусов и повышенный уровень качества обслуживания, устанавливаемый нормативами. Вместимость автобуса и степень ее использования являются основными показателями, определяющими уровень качества пассажирских перевозок. При выборе автобусов их вместимость должна обеспечивать не только гарантированную и качественную перевозку пассажиров, но и получение максимально возможных доходов от их эксплуатации. Основными факторами, влияющими на выбор автобусов рациональной вместимости, являются объем перевозок и пассажирооборот на автобусных маршрутах. Значительные объемы перевозок реализуют подвижным составом большой вместимости, работающим с минимально допустимыми интервалами движения. При малых объемах перевозок используют автобусы меньшей вместимости, не снижая качественные показатели перевозок. Выбор подвижного состава связан, в первую очередь, с определением его номинальной вместимости. Вместимость подвижного состава определяется его конструктивными особенностями. Подвижной состав по вместимости должен максимально соответствовать мощности и характеру пассажиропотока. Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотоков, так как от этого непосредственно зависят производительность и обеспечение населения перевозками с необходимыми условиями комфорта и затраты времени на передвижение, а также себестоимость перевозок. Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5–ти чел/м2 площади салона, не занятой сидениями, в часы пик – до 8–ми чел/м2. В зависимости от пассажиропотока в одном направлении, необходимая вместимость автобуса в часы «пик» соответствует значениям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Рекомендации по выбору автобусов по вместимости с учетом величины пассажиропотока в час-пик
В зависимости от мощности пассажиропотока на наиболее напряжённом участке маршрута в час пик рекомендуется рациональное использование городских автобусов различной вместимости (таблица 2).
Таблица 2 – Зависимость вместимости автобуса от наполнения
Вместимость автобуса можно также определить по суточной напряжённости пассажирооборота на маршруте (таблица 3).
Таблица 3 – Выбор вместимости автобуса
Контрольные вопросы: 1. Основными факторами, влияющими на выбор автобусов рациональной вместимости являются: пассажиропоток, характер колебания пассажиропотока по часам суток, режим работы автобусов на маршруте, скорость движения, протяженность маршрута, интервал движения, пропускная способность дорог, производительность автобусов и себестоимость перевозок. 2. 1800-2600 3. 60 4. Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5–ти чел/м2 площади салона, не занятой сидениями, в часы пик – до 8–ми чел/м2. 5. Выбор типа автобуса по вместимости. Основным критерием при выборе рационального типа автобусов для того или иного маршрута является целесообразный интервал движения, который определяется по данным обследования пассажиропотоков.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|