Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРИ ПРОБЛЕМАХ ЗРЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»



Дмитриева М. В.

Лыженкова Р. С.

Иркутский Государственный Университет Путей и Сообщений

г. Иркутск, Россия

dmitrievamariy@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема близорукости при занятии физической культурой или спортом, рассматриваются различные степени близорукости и её влияние на ограничения в занятиях физической культурой или спортом, и приведён комплекс упражнений при близорукости.

 

Ключевые слова: близорукость, физическая культура, спорт, студенты, занятия.

 

Цель. На основе изучения литературы и проведённого опроса, выяснить имеются ли ограничения для студентов, больных близорукостью, если есть, то можно ли и нужно ли заниматься физической культурой и спортом.

 

Проблема. Человек более всего подвержен близорукости в школьные и студенческие годы. Это связано с тем, что увеличиваются учебные нагрузки, что увеличивает нагрузку на зрение, уменьшает время для занятий физической активностью, что ведёт за собой сбои в работе сердечно-сосудистой, неровной, дыхательной и прочих систем, опорно-двигательного аппарата. Это ведёт к снижению общих параметров здоровья у студентов и школьников, что ведёт к увеличению числа людей с хроническими заболеваниями, ограниченными возможностями и инвалидов [2, стр. 31].

 

Актуальность. Интенсивность образовательного процесса, в том числе с применением дистанционной формы обучения, возрастает стремительными темпами, в следствии чего происходит снижение иммунной защиты организма, сбой в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и прочих систем, опорно-двигательного аппарата, психосоциальной сферы и сенсорных систем. В связи с этим возникает необходимость в сохранении и укреплении зрения обучающихся и предупреждения заболеваний зрения[2, стр. 31].

 

Близорукость, она же миопия (от греч. «мио», т. е. шуриться и «опсис», т. е. зрение, взгляд) – это аномалия рефракции, при которой световые лучи фокусируются не на сетчатке, но перед ней, поэтому человек вдаль видит размыто, нечётко. В результате этого заболевания глазное яблоко приобретает овальную форму.

Близорукость делится по:

а) степени тяжести на низкую (до 3 диоптрий), когда человек прекрасно видит предметы в близи, но размыто – вдаль, среднюю (до 6 диоптрий), когда человек видит на расстоянии вытянутой руки, и высокую (свыше 6 диоприй), при которой возникают серьёзные изменения в сетчатке глаза ивероятности развития болезней, таких как отслоение сетчатки, например,

б) клиническому течению на не прогрессирующую, т. е. это аномалия рефракции, проявляется в том, что снижается зрение вдаль, легко корректируется и не требует лечения, и на прогрессирующую, при которой близорукость протекает медленно и заканчивается с окончанием роста организма, но иногда прогрессирует непрерывно, достигая высоких степеней, и сопровождается некоторыми осложнениями и значительным снижением зрения, и является основной причиной развития хронических заболеваний зрения и инвалидности[1, стр. 119].

 

Факторы, влияющие на развитие близорукости:

а) генетика, т. е. известно то, что если оба родителя имеют отклонения в зрении, то ребёнок с 80%-й вероятностью родится с данным заболеванием, но если только один родитель, то с 50%-й вероятностью,

б) частые и длительные зрительные нагрузки с близкого расстояния. Человек подвержен близорукости более всего в школьные и студенческие годы,

в) неверная коррекция[1, стр. 119].

Так же отмечается то, что обучающиеся с низким уровнем физического развития и подготовки, имеют больший риск проявления близорукости, чем у сверстников, занимающихся физической культурой и спортом. Поэтому для снижения распространения близорукости и профилактики заболеваний зрения предлагается совокупность мер, направленных на укрепление организма и улучшение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и совершенствование мышечно-связочного аппарата[2, стр. 32].

 

Каждому студенту нужен индивидуальный подход, который минимизирует риски для здоровья в процессе обучения. Поэтому вузы разработали учебные программы для трёх медицинских групп. Студентов с близорукостью обычно относят к специальной группе «А» или «Б» [1, стр. 120]. Но для таких групп нет отдельных программ, которые бы учитывали различные заболевания и имели бы целенаправленные практические рекомендации по использованию разнообразных методов физического воспитания в оздоровительных целях. [2, стр. 33].

 

Один из вузов учебный период с 2018-о по 2019-й год разработал и внедрил специальную программу для курса физической культуры, которая включала в себя общеукрепляющие физические упражнения, адаптированные для глаз, систему дыхательных упражнений, которые усиливают лёгочную вентиляцию и улучшают окислительно-восстановительные процессы в организме, точечный массаж, действующий прерывно, специальный комплекс коррегирующей глазной гимнастики и элементы упражнений гимнастики йогов. По этой программе занималось 28 студентов с близорукостью средней и высокой степени 2 раза в неделю по 2 часа. Были разработаны домашние задания и рекомендации по рациональному режиму труда, отдыха и питания. По результатам этой программы было выявлено то, что она положительно влияет на различные системы организма у студентов с близорукостью [2, стр. 35, 36].

 

А именно, для людей со слабой близорукостью следует исключить те виды спорта, где есть риск ударов по голове, сотрясение всего организма и общее и большое напряжение студента. Следует обратить внимание на упражнения для дыхательной системы и коррегирующие (исправляющие) упражнения, и упражнения для укрепления свода стопы. Важно обратить внимание на то, что коррегирующиее упражнения лучше выполнять из положения лёжа для разгрузки позвоночника, темп брать медленный и средний. Так же следует включить подвижные игры и элементы спортивных игр для общеоздоровительных воздействий и повышения эмоционального тонуса[3, стр. 84], [1, стр. 120].

 

Для людей со средней степенью близорукости можно и нужно использовать упражнения для дыхательной системы и коррегирующие упражнения в соответствии со своим самочувствием, также важно заниматься комплексом упражнений для глаз; полезны игры в волейбол, баскетбол, футбол и тенис, потому что перемещение взгляда на дальние объекты и наоборот полезно для глаз. Также важно помнить то, что занятие некоторыми вида спорта, такими как бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба, плавание, парусный спорт, возможно только при не прогрессирующей близорукости[3, стр. 84], [1, стр. 120].

 

Людям с высокой степенью близорукости не желательны, но допустимы занятия спортом, таким как плавание, велопрогулка, лёгкая пробежка, спортивная ходьба и фехтование, если график и интенсивность занятий согласует врач. Также рекомендуется выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику втечении 8-10 мин с включением упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаза. Противопоказаны прыжки, соскоки, опорные прыжки через снаряды, кувырки, стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, упражнения, где требуется длительное напряжение глаз[3, стр. 85], [1, стр. 120].

 

Для людей с близорукостью свыше 8 диптрий с коррекцией зрения и без глазных патологий разрешены только занятия лечебной физической культурой, которые нужно проводить ежедневно. Комплекс должен содержать общеразвивающие, дыхательные и коррегирующие упражнения, выполняемые в медленном темпе и с небольшой нагрузкой. Рекомендуема ходьба на средние дистанции[3, стр. 85], [1, стр. 120].

 

Поэтому целесообразно включать в учебные занятия по физической культуре упражнения, направленные на развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но важно помнить, что высокую и среднюю интенсивность в упражнениях следует ограничивать, потому что у близоруких студентов имеются иные хронические заболевания и, в целом, слабая физическая подготовка. С учётом этих результатов можно сделать вывод, что для профилактики заболеваний зрения нужно рекомендовать вузам включать в учебную программу меры, направленные на целостное укрепление систем организма студентов[2, стр. 36].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.