Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Вижу «Тирпица»! Сброс!..»



... Вторую неделю бушует Север. Аэродромная команда валится с ног, замучившись расчищать от снега взлетные полосы и рулежные дорожки к самолетным стоянкам.

В штабном домике, стены которого растрескались под ударами взрывных волн (память о сорок первом — сорок втором годах, когда немецкая авиация господствовала в воздухе), собраны лучшие экипажи опергруппы «Север-3». По картам скользит и тычется в важные точки указка. На первой карте — путаница фьордов Северной Норвегии, на второй — разведсхема стоянки «Тирпица», по данным на 20 января 1944 года. Воздушную разведку Альтен-фьорда в этот день выполнял все тот же капитан Елькин.

Офицер в черной флотской одежде рассказывает о системе ПВО военно-морской базы Альтен, отмечает места пяти известных зенитных батарей, называет число зенитных орудий на «Тирпице» и других кораблях. Обстановка не из благоприятных. Утешительнее другое: на аэродроме Альтен истребителей не ожидается. Несколько суток назад радиоразведка отметила посадку одиночного «юнкерса», а двадцатого января летное поле было пустым. Боевая задача — нанести бомбовый удар по линкору «Тирпиц».

Вопросы?

Вопросов не было... Многие годы спустя отмечать это приходится с сожалением. Никто не посчитал нужным спросить о причинах налета на «Тирпиц». Впрочем, война отучала людей от необязательных вопросов; никто не знал, и то после войны они могут оказаться далеко не лишними.

Летная погода установилась десятого февраля. Опергруппа бомбила завод в Петсамо, порт в Лиинахамари — это цели близлежащие. В 18. 00 закончился, согласно графику освещенности, период сумерек, вступила в права ночь. В 18. 01 самолет старшего лейтенанта Платонова, назначенный осветителем цели, взлетел с предельной бомбовой нагрузкой на внутренней и внешней подвесках. Выдерживая трехминутный интервал, подняли в воздух свои машины капитан Романов и старший лейтенант Осипов. Еще тройка «Илов» взлетела вслед за ними.

Группа взяла курс на норд, на малой высоте ушла от берега далеко в море и только тогда повернула к весту. Этот маневр позволил обойти зону наблюдения радиолокационных станций «Визбург-1» и «Визбург-2», размещенных гитлеровцами в районе Киркенесс — Варде. Теперь путь к Альтен-фьорду был открыт.

Первая неожиданность подстерегла в воздухе экипаж Осипова. На траверзе Киркенесса левый двигатель самолета стал давать перебои. Винт шел рывками, мотор натужно захлебывался воздушными струями. Послушав его минуту-другую, Осипов крикнул своему штурману: «Пожадничали! Перегруз!.. ». Ил-4 был надежной, практически безотказной машиной, но его расчетной боевой нагрузкой была тонна — полторы тонны бомб. Лучшим экипажем разрешалось брать до двух тонн. На вылет в Альтен-фьорд Осипов добился разрешения взять предельую норму бронебойных и фугасных бомб — так хотелось угостить «Тирпица» полной порцией гремучих гостинцев. И на тебе...

Тряска крыла усиливалась. Нужно было возвращаться. И нужно было избавляться от бомб. Штурману достаточно было нажать для этого кнопку «сброс». Зуенко ждал одной команды, получил другую:

— Давай, Иван, курс на Хебуктен! Разгрузимся по аэродрому!

Аэродром Хебуктен лежал на кратчайшем возвратном курсе. Идти на бомбежку такой защищенной цели, как военный аэродром, в одиночку — все равно что дразнить смерть. Ни один аэродром гитлеровцев в Заполярье не прикрывался более мощной ПВО, чем Хебуктен.

Они знали это и продолжали лететь. По штурманскому расчету легли на боевой курс. Впереди — кромешная тьма. Но Осипов верил: аэродром появится там, где ему положено быть. Зуенко не ошибался... » Истекали последние минуты расчетного времени. Однако зенитки молчали, и прожекторы бездействовали. Это была обычная уловка фашистов. Летчики знали: на земле хорошо слышен звук их моторов.

Зуенко различил, наконец, стоянку самолетов Ю-88 и произвел -прицеливание... Оставалось четверть минуты. И в это мгновение десяток прожекторов разом взорвались ослепительными снопами. Мощное световое поле ударило по глазам.

Первые залпы легли близко и плотно. Через пробоины в фюзеляже кабины заполнились взрывной гарью. От взрывов самолет трясло и подбрасывало. Чтобы выйти в расчетную точку сброса бомб, они летели, не маневрируя и не уклоняясь. Это называлось: «лежать на боевом курсе». Так они и лежали четверть минуты.

Когда же бомбы были сброшены, каждый продолжал выполнять свои обязанности. Осипов, чтобы вырваться из клубка разрывов, свалил самолет на крыло, заскользил вниз и вбок, а Зуенко продолжал неотрывно наблюдать за стоянкой Ю-88, чтобы видеть, как лягут бомбы. И легли они вроде бы хорошо — спустя несколько суток поступило подтверждение: уничтожено два вражеских бомбардировщика. Но пока что им не до радости. Надрывая битые моторы, самолет из последних сил тянул домой...

А группа «Илов» шла своим курсом... Гаммерфест — заполярный норвежский городои, расположенный на острове у горловины Альтен-фьорда, — открылся в ошеломляющем, позабытом сиянии электрических огней. Долгое ненастье, видимо, разнежило гитлеровский гарнизон до беспечности. Для штурманов эта иллюминация была истинным подарком судьбы. Полет над морем протекал без визуальных ориентиров, и за два часа ошибка в исчислении места могла накопиться солидная. Теперь гора с плеч...

Тройка «Илов» отвернула, чтобы сбросить бомбы на порт. Эти три самолета отвлекли на себя внимание и постов воздушного наблюдения. Воспользовавшись переполохом в Гаммерфесте — там возникли сильные пожары, последние два «Ила» проникли в воздушное пространство над Альтен-фьордом. Гористые его берега тянулись с севера на юг на сто с лишним километров. Высокие и крутые, они как ножны облегали скошенное лезвие фьорда, храня покой его стылых вод.

На берегу Ко-фьорда, ответвления от могучего ствола Альтен-фьорда, до войны ютилась рыбацкая деревушка, самым заметным строением которой была каменная церковь. Ко-фьорд и стал берлогой для «Тирпица» и эскадры надводных кораблей. Более удобной стоянки для линкора отыскать было невозможно. Стоянки в Тронхейме и Нарвике считались опасными. Тяжелые английские бомбардировщики типа «Ланкастер», взлетев где-нибудь в Шотландии, способны были нанести удар по ним и вернуться на свои аэродромы. До Альтен-фьорда же их боевой радиус не дотягивался, что вполне устраивало Редера и сменившего его Деница. От аэродромов советского Северного флота Ко-фьорд отстоял на четыреста пятьдесят — пятьсот километров, но наш флот не располагал собственной бомбардировочной авиацией дальнего действия…

Ночь выдалась без луны, темная. Летчики недолюбливают такие ночи: в течение долгого времени пилотировать машину приходится по приборам. Возникают иллюзии крена, показания кажутся подозрительными. Но старший лейтенант Платонов, командир головного бомбардировщика, хорошо владел и собственными нервами, и самолетом.

Штурман старший лейтенант Владимиров работал лежа ничком в своей прозрачной носовой кабине. Так было удобнее различать сливавшиеся в тускло-темную мглу сушу и воду. Фьорд, проплывая внизу, дробился на острова, заливы, протоки, ветвился в обе стороны бухтами — как ни сличай эту путаницу с картой, все равно что-то не совпадает. Время шло, никаких целей никто не наблюдал, и в глубине души Владимиров начал даже сомневаться, а по тому ли фьорду они. пролетают, хотя допустить такой ошибки он вроде бы и не мог.

«Мысленно и по карте снова и снова сверял я очертания берегов и вновь, и вновь убеждался, что ошибки быть не должно, — напишет об этих минутах спустя сорок лет Михаил Григорьевич Владимиров. — И тут впереди я заметил изменение тона окраски и какие-то пунктирные линии на воде, а потом несколько слабых огоньков. Спустя минуту я различил довольно солидную веретенообразную фигуру.

— Радисты, что видите впереди под собой? Они подтвердили: корабль.

— Командир, вижу цель!

Все расчетные данные уже были введены в прицел. Теперь нужно было выдержать исходные...

После нескольких доворотов самолета цель пошла по курсовой черте прицела. «Так держать! » Костя «зажал» самолет так, чтобы он летел не шелохнувшись. Я нажал кнопку «сброс» — САБы полетели к цели. Дело сделано. Ждем, идем по прямой. Цель ведет себя тихо, два огонька горят по концам «веретена». Корабль стоял метрах в 40–50 от западного берега в направления север — юг. С трех сторон по морю он был окаймлен пунктирной линией, отстоящей от корабля примерно на 60–70 метров. Видимо, это были боносетевые заграждения. Кроме крупного корабля, под берегом стояли еще два или три корабля меньших размеров.

Как только осветительные бомбы сработали, сразу погасли на корабле огни, а сам он стал прекрасно видимой целью.

Вторым заходом я сбросил бомбы по освещенной цели. Первые две взорвались не долетев, остальные перелетели... Кораблю повезло: он оказался между разрывами двух бомб, из которых одна взорвалась вплотную у левого, а вторая также вплотную у правого борта. Интервал оказался чуть больше, чем ширина корабля... об этом и доложили на КП командиру полка. Так хотелось слезать вторично на эту цель, во были другие задания... »

САБы горят недолго. Сброшенные Платоновым «люстры» экипаж второго бомбардировщика увидел, когда выскочил из облака. Прибавлять скорость было поздно. «Тирпица» опять накрыла тьма. | Прицеливание по нему штурман старший лейтенант Прокудин произ водил, больше угадывая, чём различая местонахождение линкора. После режущего света САБов глаза не сразу привыкли к темноте. Далеко или близко от «Тирпица» взорвались бронебойные бомбы и тысячекилограммовая фугаска, экипаж не знал... Обидно было, что из ударной тройки выбыл бомбардировщик Осипова.

И все же надежда теплилась... Через несколько суток в полк позвонили из штаба флота: имеются, данные о попаданиях в линкор, тяжесть повреждений уточняется....

 

 

Источник: http: //militera. lib. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.