|
|||
- Роль средств массовой информации в международных отношениях ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Конец двадцатого века принес заметные изменения в традиционные методы дипломатии. Во многом это связано с той возрастающей ролью, которую стали играть в международных отношениях информационные технологии.
Они формируют сегодня новый уровень связей между странами мира, создавая глобальную инфраструктуру и проникая практически во все сферы межгосударственной жизни. Современный мир подчинен негласному правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации. Хотя дипломатия считается довольно консервативной сферой, такие серьезные перемены не могли обойти ее стороной. Как свидетельствует пример наиболее развитых и активных игроков мировой арены, в их отношениях с внешним миром одна из приоритетных ролей отдается сегодня СМИ. Как отмечают эксперты, если страна в современных условиях не сумеет войти в мировую информационно- телекоммуникационную систему как самостоятельный игрок, то ей придется уступить часть своей независимости другим, более развитым в этом отношении государствам. Трансформировать СМИ в систему, способную эффективно конкурировать с соперниками за рубежом – это означает не только обеспечить информационную безопасность страны, но и создать еще один важный инструмент для защиты внешнеполитических интересов. С тех пор, как мировое общественное мнение стало важным фактором международных отношений, роль медиаресурса во внешней политике стремительно возрастает. Признанным лидером здесь показали себя США, которые на глобальном уровне сумели создать механизм, обеспечивающий информационную поддержку своих интересов во всех регионах мира. Только официальные ежегодные расходы Белого дома на внешнеполитическую пропаганду превышают 1 миллиард долларов. Вашингтон не только создает нужный информационный имидж своей страны через сеть специально созданных для этого медиаструктур, но и активно корректирует для этого информационную политику во многих суверенных государствах. При этом американская дипломатия и медиадеятельность не просто идут нога в ногу, но и объединены под крышей одной структуры. Так, уже несколько лет в Госдепартаменте США официально действует так называемый «Центр быстрого реагирования». Его задача – коррекция образа Америки в случае, если он неверно подается в зарубежных СМИ с точки зрения Вашингтона. У этого Центра – весьма широкие полномочия, вплоть для прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов. Аналогичные подразделения существуют и в других американских ведомствах. Например, благодаря информационной утечке, организованной изданием «TheWashingtonPost», стало известно о том, что в 2008 году Министерство обороны США заплатило частным подрядчикам в Ираке в общей сложности 300 млн. долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ. Основная задача кампании – привлечь местное население к поддержке американской политики. Аналитики констатируют, что переход к информационному обществу меняет в наше время даже стратегию военных кампаний. Средства массовой информации, подчиненные ведущим мировым игрокам, уже давно служат задаче не отражать реальность, а формировать ее – в заранее заданном тоне. Зачастую именно СМИ становятся тем инструментом, который позволяет не только заручиться общественной поддержкой, но и создать повод для военного вторжения в суверенное государство. Классический пример, ставший уже хрестоматийным – Югославия. Подготовку к западному вмешательству в косовские события начали раскручивать с кадров, снятых в 1992 году английской компанией ІТN. Именно на них ссылался Билл Клинтон в своих речах. Эти кадры демонстрировали человека за колючей проволокой. Утверждалось, что это концентрационный лагерь, в котором «плохие» сербы держат «хороших» албанцев. Как оказалось позднее, на самом деле журналисты нашли дом, в котором было окошко с проволокой, и сняли изнутри албанца. Не менее яркие факты скоординированной работы СМИ во внешней политике можно найти в истории с первым вторжением американцев в Ирак. О том, как умело можно использовать СМИ в своей внешней политике, говорит и более современный пример – боевые действия сил НАТО против правительственных войск Каддафи в Ливии. Перед тем, как была принята Резолюция Совбеза ООН N1973, лояльные Западу СМИ больше месяца готовили соответствующую информационную картину. В своих сообщениях они рассказывали о многочисленных жертвах среди мирного населения, появившихся в результате попытки ливийских властей взять под контроль мятежные восточные города. Правда, не было предоставлено ни одного фотодоказательства, и никто не провел соответствующего расследования правдивости публикаций СМИ. Тем не менее, на основании сообщений прессы Совбез ООН принял вначале решение о санкциях против ливийского руководства, а затем – о создании бесполетной зоны над Ливией.
Таким образом, именно медиа-ресурс позволяет сегодня манипулировать международной политикой. Сбылись прогнозы, которые немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер еще в начале прошлого века дал в своей знаменитой работе «Закат Европы». «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью – «волю народа». Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующими эти газеты, имена которых, возможно, даже и не будут известны, однако огромная масса политиков второго ранга, риторов и трибунов, депутатов и журналистов, представителей провинциальных горизонтов, будет поддерживать в низших прослойках общества иллюзию народного самоопределения», – писал в своем исследовании Шпенглер. И хотя немецкий ученый не предусматривал развития электронных СМИ, он довольно точно предугадал, насколько сильно вырастет роль информации в жизни общества
|
|||
|