|
|||
Сетевое взаимодействие ДОУ и организаций дополнительного образования при формировании эколого - биологических знаний дошкольников
Сетевое взаимодействие ДОУ и организаций дополнительного образования при формировании эколого - биологических знаний дошкольников Серюкова Татьяна Николаевна, воспитатель ТарасенкоНаталья Владимировна, старший воспитатель г. Томск, МАДОУ №63 Сегодня, как никогда, востребован образовательный формат, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности психической и социальной деятельности ребёнка, способствующий его саморазвитию, самообучению и самореализации, развитию исследовательской активности и инициативы. Естественно-научное направление становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, позволяющее заложить базовые знания у детей-дошкольников, сформировать целостную картину мира, удовлетворить их познавательные интересы. Дети должны иметь возможность получать знания и формировать умения не только с помощью педагога, но и через самостоятельное деятельностное познание окружающего мира. Прежде всего за счёт соответствующей разнообразной развивающей среды, расширяющей и углубляющей эту возможность, а также новым формам и методам приобщения к познанию окружающего мира. Это предполагает обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса вообще, и естественно-научного направления в нём, в частности. Эколого-биологическая область естественно-научного направления в ДОУ является основной базой для детского исследования, экспериментирования и самостоятельной деятельности. А здесь каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с дефицитом ресурсов: как материальных, так и интеллектуальных. Чтобы усилить ресурсы ДОУ, удовлетворить запросы и потребности образовательного процесса, создать исследовательскую базу, отвечающую современным требованиям, дать детям полноценные реалистические представления о природном мире области, дошкольная образовательная организация должна создать новые педагогические и социальные условия, которые предполагают использование детьми новых способов активного познания, а педагогов стимулируют на инновационную деятельность. А это значит, что необходимо выйти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности. Особую актуальность приобретает интеграция ДОУ с другими образовательными учреждениями города, у которых накоплен самостоятельный опыт образовательной деятельности с дошкольниками, в единое образовательное пространство. Каждое учреждение, являясь уникальным по своими целями, содержанием, методами и приёмами деятельности, может дополнять другое. Примером этого может служить модель сетевого взаимодействия МАДОУ №63 города Томска, ОЦДО «Парк Игуменский» естественно-научного отдела, ТОКМ им. М. Б. Шатилова (постоянная выставка «Животный мир Томской области»). Она основана на автономной кооперации учреждений и использовании их уникальных ресурсов не только с целью дополнения друг друга, обеспечения возможности освоениядетям дополнительных общеразвивающих программ этих организаций, но и обмена педагогическими практиками, привлечения в образовательный процесс ДОУ квалифицированных специалистов, развития профессиональных компетенций педагогов. Образовательные программы наших сетевых партнёров носят деятельностный исследовательский характер. Здесь дети не просто знакомятся с новой информацией, а принимают активное участие в процессе её приобретения. Они ведут исследования и наблюдения, проводят опыты и эксперименты, реализуют исследовательские проекты, проводят научные конференции, принимают участие в различных акциях. В рамках взаимодействия на площадках партнёров реализуются сетевые образовательные программы, разработанные МАДОУ с ОЦДО «Парк Игуменский», ТОКМ им. М. Б. Шатилова, («В союзе с природой», «Юный краевед»). Каждая из программ имеет свою специфику, продиктованную уникальностью образовательной среды, предоставляемой субъектом сетевого взаимодействия. Уникальность Игуменского парка заключается в необыкновенном ландшафте, представленном несколькими биомами: озером, лесом, лугом, садом, есть оранжерея. В парке произрастает большое количество видов деревьев, кустарников, привлекающих разнообразных птиц. Некоторые из них являются временными гостями, другие же постоянные «обитатели» парка. И всё это на небольшой территории и в центре города! Здесь сама образовательная среда играет не только роль воспитателя, но и постоянно ставит ребёнка перед необходимостью совершать операции анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции, стимулирует к исследовательской деятельности. Дети имеют возможность исследовать объекты круглогодично, в естественной для них среде обитания, открывать для себя новые факты, и находить им тут же подтверждение. Например, исследуя осенью деревья Игуменского парка, обнаружить, что у ольхи листья не меняют своего цвета, а придя в этот парк поздней осенью обнаружить, что ольховые листья ушли под снег, по сути, не изменив окраса. Выставка ТОКМ «Животный мир Томской области» даёт детям возможность познакомиться не только с птицами, населяющими нашу область, но и с хищными и травоядными животными. Познакомиться с их средой обитания, увидеть их реальные размеры, сравнить. В стенах музея, даже самыеактивныедети успокаиваются, учатся не только смотреть, но и видеть, наблюдать, слушать и слышать. Здесь у ребенка есть возможность выбрать вектор направления самостоятельной исследовательской деятельности. Взаимодействие между педагогами МАДОУ №63 и специалистамиорганизаций – сетевых партнеров развивается по нескольким направлениям. Первое из них — это реализация собственных программорганизацийчерез самостоятельную разработку и проведение образовательных мероприятий с использованием имеющихсяресурсов. Второе направление взаимодействия – это совместная реализация на базе партнеров, разработанных воспитателями и специалистами сетевых программ. Третье направление – это использование развивающей среды сетевых партнеров педагогами МАДОУ №63 для решения собственных программных задач. Благодаря интеграционной образовательной платформе по формированию эколого — биологических знаний дети имеют возможность переносить знания, полученные на одной площадке, для решения задач, поставленных на другой. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира, активизирует развитие познавательных способностей. Происходит формирование содержательных обобщений и понятий не через получение формальных знаний, а через поиск их смыслов, раскрытие закономерностей в окружающем мире.
|
|||
|