Владимир Серкин 7 страница
29. 10. 2000 Когда знакомый ушел " в баню", я спросил Шамана: — Ты считаешь, что он больной? — Это — больше по твоей части. Сейчас он — социопат. Но у него есть воля. — Как ты это увидел? — Приучайся и ты под слоем случайного и мелкого видеть существенное в человеке. — Почему именно две минуты на мысли? — Ты же рассказывал мне про свои опыты о произвольном усилии. — Твои рекомендации похожи на методики Гурджиева. — Я сам — Гурджиев. (Шаман захохотал). —- То есть ты — как Гурджиев? (Хохочем вместе).
30. 10. 2000 Стоим на ветру у автовокзала, ждем рейсовый автобус, на котором уезжает Шаман. Будет добираться на перекладных: Сусуман, Нерюнгри, Якутск и еще дальше на запад. Из Магадана сейчас иначе не выбраться. Навигация закрыта, железных дорог нет, при покупке авиабилета записывают паспортные данные, что Шаману не нравится. Он уезжает в другую страну, в другие отношения, чем были, когда он в последний раз уходил на побережье. Шаман, как всегда, спокоен. Ему, наверное, интересно увидеть и пожить в «новой серии» социума. Немного завидую. Шаман давно выполнил все свои социальные обязательства и свободен от них, так как потом не набирал новых. Завтра он начнет осваивать новые для себя практики и перемещаться в новый мир.
— Как человек становится консервативным? — В повседневной жизни человек похож на автомат. Например, годами моется, бреется, ест совершенно одинаково, не замечая этого. — Это плохо? — До определенного предела неплохо. — Что за предел? — Если человек долго не меняет ничего в своей жизни, автоматизм проникает в его мышление. Например, он начинает повторяться, думая, что говорит что-то новое. Окружающие замечают это. — Как бороться с этим? — Изменяйся, совершенствуй свои практики, осваивай новые. Человек — не пруд, а искрящийся бурлящий поток. — Еще вопрос. Твой Хохот — особая практика понимания? — Смотри-ка. Только три года прошло, а ты уже заметил. (Хохочет), — Автобус-то маленький и серенький. — Так незаметнее. (Хохочем вместе). Люди оглядывались на меня, но я еще некоторое время смеялся и махал рукой вслед автобусу. А в автобусе хохотал Шаман и махал мне.
ОКЕАН НЕПРОЯВЛЕННЫИ
06. 10. 2000 Просматривая свои записи, иногда нахожу диалоги, которые сам, не могу понять до конца. Не из-за почерка.
Диалоги непонятны по другой, пока не объясненной причине. В период разговора с Шаманом и несколько дней после я прекрасно понимал все. И, судя по записям, задавал вопросы и даже спорил. Теперь же, через несколько лет, чувствую, что не понимаю до конца. Однако существует и другой опыт. После обсуждения диалогов с другими часто открывается новый смысл («пласт смысла»), который был от меня скрыт непосредственно во время разговора и: записи. Я проанализировал психологические механизмы такого «открытия» и, когда позволяет время, сознательно и систематично использую их. Это позволяет лучше расшифровывать, понимать и дополнять ранее опубликованные тексты. С этой же целью начинаю публикацию и части не до конца понятых диалогов.
— Волной море дышит? — И Земля, и ты. — Читал, что Мировой океан — живое существо. —- Все живое — часть океана. — И ты? — И ты. — Слушай, так ты же говоришь об Океане непроявленном! — Конечно. — И он соединен? — Ты знаешь. — Волосы дыбом встают. Это нумен нуменов? — Нет. Нумен нуменов раньше. Это, если нужна аналогия, нумеиальная среда.
06. 10. 05 Хотя льда еще нет, скамейка для наблюдения за волнами льда уже сколочена2. Листва на склоне стала яркой, желто-оранжевой, местами огненно-красной. Смотрим поверх деревьев на темно-синие, почти серые волны. Ночью были заморозки, и поверхность воды как бы загустела, стала более вязкой, тянучей. Волны лишены ряби и кажутся плавными, медленными, серебряно-литыми. Солнечный свет не отражается, а проникает внутрь волны и светит оттуда.
авораживает. Теперь понимаю, что, рассказывая про волны льда, Шаман объяснял лишь малую часть. Да и как бы он мог тогда без многолетней практики объяснить? «Как объяснить семилетнему про любовь, например? Просто говоришь знакомые для него слова, которые так и остаются словами»3. Потом я увидел, как эту же скамейку Шаман использовал для работы над «соответствием идее самого себя». Сегодня утром Шаман несколько часов сидел по-другому, повернувшись влево. Другая практика?
— Что это было? — Не все в городской жизни складывалось наилучшим образом. — Вспоминал? — Поправлял. — Поправлял прошлое? — Только свое. Кто я такой, чтобы вмешиваться в чужую жизнь? — Как ты можешь поправить то, что уже произошло? — Понемножку. Создаю другой образ ситуации. — Но ты можешь об этом только вспоминать. — Могу вспоминать, потому что ситуация влияет на мысли. Но и мысли влияют на ситуацию. — Но она уже прошла? — И прошла, и существует всегда. — Как всегда? — Она теперь не исчезнет. — Она уже исчезла. — И прошлое исчезло? — Да... Но ты мыслишь сейчас, а ситуация в прошлом. — Во-первых, ситуация продлена в «сейчас», раз я о ней думаю. Во-вторых, ты забыл, что мир идей вне времени. Сам учишь этому студентов. — Учу же по Платону. — А я практикую по Платону. — Конечно, ты же сам — Платон (смеемся). Эдак все, кому не лень, будут изменять прошлое. — Все так и делают. Только малоэффективно, потому что неумело и несистематично. — Но это же... хаос. — Не волнуйся. Мир — самосохраняющаяся система. Иначе он бы не просуществовал так долго. — Тогда другая опасность. Пытаясь изменить прошлое, человек может разрушить себя, становясь «поперек» потоков мира, — Это обязательно напиши. Лучше не практиковать, чем практиковать неумно. — А что же делать? — Каждый решает сам. Большинство — молятся.
06. 10. 05 — А, исправляя будущее, нужно поворачиваться вправо?
— Непринципиально. Важно, чтобы соответствовало твоей концепции времени.
РЕЦЕПТЫ ШАМАНА
Некоторые из изложенных ниже рекомендаций разбросаны в диалогах, но удобнее читать их собранными в одном. К рекомендациям Шамана я отношусь очень осторожно. Здесь начинаю описывать только те, которые опробовал сам, или сам видел, как это делают другие.
Подсвечник в палатке на снегу, в грунте
Много раз видел, как в палатке люди опрокидывают свечу из-за простого движения полога. Устойчиво свечу поставить просто. Берется относительно ровная палка, чурбачок. Один конец заостряется, этим концом палка втыкается в снег (в землю). Второй конец расщепляется накрест двумя надрезами. Расщепы расширяются на нужную ширину вставляемыми щепочками. В центр вставляется свечка.
Ложка, половник и блюдечко на побережье.
При отливе всегда можно найти створки мидии или гребешка почти любого размера. Нужная створка вставляется в расщепленный конец палочки, ветки, который заматывается ниткой (леской, жилкой, проволокой, вискозной нитью и пр. ). Ложка или половник готовы. Крупные створки могут служить блюдцами и, при необходимости (если забыли), рюмками или чашечками.
Шланг из пластиковых бутылок
Северо-Восток России — гористая местность с большим количеством осадков. Как правило, ручьи стекают к океану с крутых прибрежных склонов. Место для постоянной стоянки выбирается недалеко от ручья, но часто именно у самого ручья стоянку не поставишь из-за особенностей рельефа местности. Воды же иногда требуется довольно много для чистки и варки рыба, краба, грибов, мытья посуды, стирки и пр. -В XX веке воду приходилось носить на себе. Сейчас ситуация изменилась.
В последние годы шторма выносят на берег много пустых пластиковых бутылок. Если срезать у бутылки дно и верхнюю часть, получится полый пластиковый цилиндр. Вставляя эти цилиндры друг в друга (просто руками), мы делаем шланг нужной нам длины (обычно — до 10 м). Ставя такой шланг повыше в ручей, можно направить поток воды в нужное место (где работаешь, куда удобнее подходить, мыться... ). Если на зиму вынимать шланг из ручья, то он получается довольно долговечным. На одной из моих стоянок такой шланг служит уже третий год, и я лишь несколько раз заменял отдельные пластиковые цилиндры. Увидев такой «шланг» на стоянке, некоторые знакомые стали их делать у себя на дачных участках.
Кремниевый нож, наконечник, скребок
Если нож утрачен или забыт, можно изготовить его из кремния. Присмотревшись к куску кремния, увидите, что от него можно откалывать тонкие пластины. Этому человек обучается за несколько проб. Лучше всего наносить удары сверху вниз, используя отжимник из металла (например, отверточку), кости или кусочка кремния.
Древние умельцы могли откалывать тонкие (2—3 мм) пластины длиной до 30 см. Для изготовления временного ножа длиной 5—10 см такого большого умения не требуется. Следует быть осторожным, так как пластинки иногда получаются очень-очень острыми. Если есть возможность, оберните чем-нибудь тот край, за который держитесь. Учитывайте, что каменный нож более хрупок, чем металлический.
В случае крайней нужды короткие кремниевые пластины можно использовать как наконечники для дротика или стрелы. Наконечник устанавливается в расщеп древка. Затем расщеп обматывается крепкой нитью (скотчем, лейкопластырем, изолентой, проволокой, жилами животного, крепкой водорослью, распущенной нитью каната или троса или другим подходящим материалом). Чуть побродив даже по самому дикому побережью, вы всегда найдете вынесенные морем обрывки сетей, канатов и пр.
Растительная пища и витамины зимой, весной, в начале лета и осенью на Колыме и Чукотке
В Магадане снег лежит, бывает с середины сентября до конца мая. Конечно, когда появляются жимолость, голубика, морошка, брусника, шиповник, смородина и другие ягоды, витаминные добавки становятся ненужными. Но в снежный период и еще недели две-три зелени очень мало и, кажется, что без употребления привозной зелени или витаминов драже может начаться авитаминоз. Аптеки и магазины есть только в населенных пунктах. Как же обходиться большую часть года на побережье, в тайге, в тундре?
На самом деле, в любое время года на Колыме можно найти и пищу, и достаточно много витаминных прибавок к пище. Шаман рассказывал очень много, но я опишу здесь лишь те, что попробовал сам. Начну с тех продуктов, которых у нас «навалом», постепенно переходя к более редким. Большинство из этих растений есть и в других областях, но там другая частота их встречаемости. Следует также учесть, что в ЦРС1 далеко не все папоротники и хвощи съедобны, есть и ядовитые.
1. Кроме шишек съедобны молодые ростки и завязи шишек кедрового стланика. Если есть сахар, то из молодых шишек готовят сироп, просто залив густым сахарным раствором. Примерно в середине июля стланик «пылит» (дает пыльцу), иногда настолько много, что на одежде при прохождении через кусты появляются желтые полосы (см. фотографию).
Пыльца стланика является биологически активным веществом, которое можно в небольших количествах добавлять в чай или в другую пищу.
Общеизвестен витаминный настои из стланиковой хвои, который можно готовить круглый год: нарезанную хвою заливают кипятком, закрывают и оставляют на ночь. Готовить большое количество настоя не нужно, так как его полезно употреблять только свежим (в первые сутки— двое).
2. Весной и в самом начале лета молодые побеги и почки лиственницы съедобны. Небольшие количества можно есть прямо на ходу.
В экстремальной ситуации (голод) зимой можно воспользоваться способом коренных народов Севера: со спиленного ствола лиственницы снимают кору и соскабливают твердый белый слой (некоторые считают, что это — затвердевший сок). Его крошат, варят и едят.
3. Почки ольхи легко доступны зимой и съедобны. Много их не съешь, так как они безвкусны и «вяжут». Но несколько почек в день значительно витаминизируют рацион. В экстремальной ситуации (голод) помогают дольше сохранить бодрость. Пыльца ольхи является биологически активным веществом. В любое время года можно у окошка в воду несколько веточек ольхи с шишечками. Очень скоро появится знаменитые длинные ольховые сережки, переполненные пыльцой. Пыльца легко сбивается и собирается на лист бумаги, пакет, блюдце. Пыльца имеет горький вкус, поэтому для профилактики достаточно раз в сутки пыльцы с одной сережки.
4. Молодые ветви тальника (ивы) обдирают от коры и обсасывают. В соке много витаминов, он имеет чуть сладковатый привкус. Дети во всех пионерлагерях (детских лагерях) Колымы знают это. 5. Листья и почки березы и свежие, и сухие можно использовать круглогодично для приготовления витаминного настоя (чая).
Березовый сок и витаминный, и питательный продукт. Его можно собирать на побережье, как только сойдет снег. Если сок выпаривать на слабом огне, можно получить очень сладкий сироп. В экстремальной ситуации (голод) снять кору, сделать отверстие и высасывать сок. После отверстие следует плотно заткнуть и замазать.
6. Листья брусники можно употреблять для чая в любое время года. Под снегом и до средины лета хорошо сохраняются ягоды брусники. Ягоды брусники, кроме общеизвестных свойств, обладают еще одним очень ценн ым свойством — брусника не портится. Для создания витаминного запаса на зиму, кроме общеизвестных способов (при отсутствии сахара), можно предложить еще один — просто выложить бруснику слоем в одну ягоду для просушки. Или, так как бруснику мы собираем в сентябре, просто заморозить.
7. Молодые еще красные побеги иван-чая можно использовать для салата, солить или мариновать. Из высушенных корней иван-чгя можно натолочь муку и печь лепешки. Цветы и листья используются для заваривания чая. При нужде можно есть сердцевину взрослого стебля и очищенные корни.
8. Общеизвестны способы приготовления салата из листьев, стеблей и цветков молодого одуванчика. Салат из одуванчика немного горчит, поэтому можно использовать традиционные способы уменьшения горечи (вымочить в соленой воде, облить кипятком). В пищу также можно использовать корни одуванчика.
9. Веточку багульника можно вскипятить в чайнике (котелке), что придаст чаю приятный вкус. Использовать небольшое количество багульника.
10. Чай из свежих листочков голубики.
11. Цветки ромашки также используются для приготовления витаминного чая.
12. Дикая петрушка (см. фотографию) съедобна в любом виде с начала июня до конца августа. Сушеную добавляю во все, что готовлю, как обыкновенную петрушку. Также наблюдаю, как магаданцы собирают ее мешками.
13. Мокрец обычно растет на огородах, но можно его встретить и в лесу во влажных местах. Стебли и листья можно употреблять в салат в больших количествах или варить.
14. Кроме ягод морошки можно использовать молодые листья в небольшом количестве для салата. Чашечки и листья также можно добавлять в заварку.
15. Кроме ягод шиповника в пищу можно употреблять лепестки цветов шиповника.
16. Листья (молодые и средние) и молодые побеги смородины (черной и красной, свежие и сушеные) употребляются в составе чая в любое время года. Считается очень эффективным средством против авитаминоза (цинги). Ягоды смородины тоже можно сушить, но, в отличие от брусники, на железном листе на печке или в духовке.
17. Чай из почек тополя.
18. Из листьев, стеблей и бутонов молодого клевера (до цветения) можно делать салат. На более поздней стадии все растение (кроме корней) можно варить или жарить. 19. Папоротник в окрестностях Магадана собирают с десятых чисел почти до конца июня (если лето холодное). В более позднее время можно собирать свежий папоротник возле ледников. Обычно в пищу употребляется молодой росток папоротника с нераскрученным завитком. Свежий папоротник жарят, как грибы с теми же предосторожностями. Считается, что папоротник богат белком. 20. Нетипичной (очень питательной) пищей являются жареные или печеные молодые колоски молодого хвоща. Хвощ, как и папоротник, быстро приедается. После схода снега можно есть клубеньки хвоща или варить их как картофель.
21. Листья и молодые стебли пастушьей сумки съедобны.
22. Длинный щавель (конский) можно есть в сыром виде или использовать для приготовления супов и бульонов.
23. Вареные молодые листья подорожника употребляются для салатов и гарниров.
24. Дикий горошек (мышиный горошек) растет почти везде (см. фотографию) на Колыме и съедобен, как и обыкновенный горох.
25. Дикий лук (лук прямой) употребляется в пищу просто как лук. Кроме того, его цветки съедобны. На фотографиях цветки и стрелки дикого лука. 26. Ягоды можжевельника (зеленого, синего и черного цвета в зависимости от года созревания) можно найти в любое время года, так как они созревают несколько лет. Их можно жевать или заваривать. 27. Чай из сушеных листьев малины.
ПРИЛОЖЕНИЯ Вариант помощи при невротической импотенции Браконьерский мир тесен (или " слой тонок" ). Все из бригады Кузьмы наслышаны о моих друзьях, с которыми мы работали еще летом 1972 и 1973 года. Послушать бригаду, так мои друзья с тех пор стали чуть ли не живыми легендами браконьерского мира. Из-за этого браконьеры и ко мне вначале отнеслись с большим пиететом, думая, что я имею такой же статус в своем мире среди психологов,, Мои объяснения того, что статусы психологов расставляются в Москве, а не в Магадане, на них не действовали. Лишь дни изнурительной совместной работы и редкие " банные" вечера с выпивкой постепенно " сломали барьеры". Когда рыбы мало, браконьеры не спеша занимаются различными хозработами, по вечерам часами рассказывают за чаем всевозможные истории и мифы из их бурной жизни. В бригаде уверенно считали (прямо знали), что месяцы интенсивной физической работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на мужскую потенцию. Я не придавал этому мифу большого значения, пока двое (по отдельности) не пожаловались мне на проблемы с потенцией в городе и не попросили помощи.
Должен объяснить, что быт и нравы браконьеров в буквальном смысле слова круты даже для жестких сегодняшних времен. Приведу лишь один пример. В первые дни сезона в бригаде завелись лобковые вши. Выяснять, кто притащил их из города, не стали. Справились уникально просто, не беспокоя такими " пустяками" Шамана. Все обрились. Каждый обильно опрыскал себя во всех потенциально опасных местах из баллончика дихлофосом. Также были опрысканы постельные принадлежности и вся одежда. Через десять минут все вымылись с мылом и этим закончили решение проблемы. Кожа была покрасневшей несколько часов. Запах дихлофоса стоял в жилом отсеке весь сезон. Никто, кроме меня, не замечал.
Таким же образом (прямо и радикально) бригада решает многие проблемы (с потенциальными конкурентами в своем районе, с недобросовестными перекупщиками и пр. ). При этом рыбаки весьма бережно относятся друг к другу, легковерны, чувствительны и внушаемы. Вынужденная жесткость жизни порождает у некоторых внутреннее напряжение, разряжающееся уже в городе проблемами и неудачами, в том числе и в сексуальной сфере.
Физиологической проблемы не было. Здоровью этих мужиков мог бы позавидовать и железный лом. Я прекрасно видел классический невротический круг: давно не видевшие женщин и поверившие мифу о снижении потенции рыбаки тревожатся, боятся, что не получится. Чем больше тревожатся, тем хуже получается. Чем хуже получается, тем больше тревожатся... Видеть-то видел. Но также видел, что моими " коронными" методами когнитивной и рациональной терапии здесь помочь не удастся. Явный сильно действующий субкультурный миф и люди, больше привыкшие действовать, чем рассуждать. Посоветовался с Шаманом. Метод, предложенный Шаманом, был не менее прост и эффективен, чем стилевые методы бригады. Он предложил не бороться с неверным мифом, а дополнить его. С дополнением миф звучал так: " Месяцы интенсивной физической работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на потенцию. Но, если в это время и в первые дни в городе делать специальную гимнастику, потенция, наоборот, накапливается".
В двадцатиминутный комплекс упражнений " специальной гимнастики" я включил (по принципу «прежде всего не вреди») тонизирующие и общеукрепляющие упражнения из йоги, каратэ, чукотских танцев и придуманные мною упражнения на укрепление сфинктерных мышц. Занимались по три-четыре раза в неделю все, кроме Кузьмы, который и так уникально уверен в себе. В тот год браконьеры подарили мне бочонок икры.
Катамнез: и до сих пор считают себя суперменами. Иногда мне что-то рассказывают о своих «подвигах», забыв уже, кто их научил «секретам».
Неизбежность опасности прогресса
Интеллект не развивается без решения проблем, как тело не развивается без физической нагрузки. Обычно проблемы сами находят нас. Если они усложняются, интеллект развивается сильнее, если нет...
Но что происходит, если в какой-то период жизни проблемы решены? Человек или " лежит на боку" и деградирует, или ищет новые проблемы — путешествует, враждует, строит и т. п. И, если проблемы настоящие, рискует по-настоящему.
Интеллект и решаемые проблемы всегда находятся на грани, на острие возможностей по отношению друг к другу. Так же и интеллект человечества. Если люди отступят перед какой-то проблемой, начнется деградация, если нет — создаются все более сложные проблемы (сегодня — экологические, геоклиматические, геополитические), увеличивается риск. И никогда нет гарантии решения.
Таким образом, именно интеллектуальное развитие человека [и человечества) ведет его к все новым проблемам и опасностям, требует этих проблем и опасностей для развития. Другого пути нет. Рефлексия, возможно, позволит сделать этот процесс, который ни в коем случае не должен останавливаться, более гармоничным.
Еще о состоянии Шамана
Вечером 2 июля 1998 года позвонил друг. «Володь! А-аби-да какая! » — кричал он высоким от волнения голосом в трубку, слегка заикаясь.
Весь прошлый сезон друг строил избушку на полуострове Кони. Перевозил морем бревна, сам выволакивал их на высокий берег, В одиночку поднимал на стены. Потратил уйму времени, денег и энергии. Весной и в начале лета он по разным обстоятельствам не мог пожить в своей избушке. Наконец, в начале июля выбрался.
Когда, заглушив мотор и вытянув его в лодку, он стал подгребать к берегу, оттуда раздались предупредительные выстрелы. «Вали отсюда! Здесь наша территория! » — кричали с камней двое мужчин. Когда друг все же попытался высадиться, они прострелили борт лодки. Взяли ружья и пошли в пятницу вшестером на двух «Прогрессах». Высадились с двух сторон в паре километров от избушки, подошли к ней одновременно. Мужиков и было всего двое. Они не решились с нами конфликтовать. Извинялись, обещали больше не появляться. Не верилось, но и не закапывают же за такое?. Друг врезал им лару раз уже без злобы, и «захватчики» ушли в горы. Первые две ночи мы дежурили по очереди, потом надоело. Целый день гонялись за горными баранами. Я, кстати, мог бы пару раз барана «снять», но не стал. А тем, кто стал бы, — не везло. Вечером, выйдя на лодках из-за мыса, увидели, как ярким костром полыхает наша избушка. Заглушили моторы и некоторое время смотрели на пожар молча. Слышен был лишь отдаленный крик чаек и плеск волн о борт лодки.
«Красиво как», — вдруг произнес друг, и я с удивлением глянул на него. Друг с завороженным выражением лица, не отрываясь, смотрел на берег. Две линии берега с огоньками пожара качались вместе с волною в его зрачках. Я снова глянул на берег и увидел «глазами друга» фантастически прекрасную картину. На фоне темно-зеленых вечерних гор, оранжевых бликов солнца на зелено-синей воде и розовых закатных облаков пожар на взгорье казался живым ярким цветком. Цветок достиг апогея своего расцвета и качался на грани пика жизни и начала увядания. Он отчаянно пытался выбрасываемыми вверх лепестками найти источники жизненной силы, чтобы не уходить из этого нереально прекрасного мира. Безнадежная, но неистовая борьба-цветение продолжалась на наших глазах минут десять, после чего пожар начал медленно спадать. Еще гудел огонь, и вздымались иногда отдельные языки пламени, но исход был ясен. Друг погоревал, потом забыл. А я до сих пор, глядя на него, вижу в выражении его лица отсвет завороженности, которая ведет его по жизни.
До встречи с Шаманом думал, что это врожденный дар. Но то, что у друга мелькнуло на минуты и пропало, у Шамана есть всегда. Он предельно спокоен, собран и навечно очарован прекрасным, огромным, разнообразным и бесконечным во временах и пространствах мире. Шаман сказал, что он (научился) этому. И я когда-нибудь научусь.
ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ «РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ»
(№ 25, 02. 06. 2004)1
Владимир Серкин — доктор психологических наук, профессор, возглавляет кафедру психологии в Северном международном университете в Магадане, опубликовал более 90 научных работ. Его книгу «Хохот Шамана» дважды переиздали в Магадане, а в этом году небольшим тиражом выпустили и в Москве2. Презентация книги в столице прошла в Манеже незадолго до того, как он сгорел. А автора — Владимира Серкина— критика окрестила «русским Кастанедой», потому что его книги по аналогии с трудами Кастанеды состоят из диалогов с человеком, живущим в другом измерении.
До встречи с Владимиром, читая его книгу, я нарисовала в своем воображении портрет эдакого старичка-профессора, чем-то похожего на магаданского помора. Но когда мы увидели друг друга, я была поражена тем, как он молодо выглядит — лет на 37, —и первое, что спросила:
— Сколько вам лет? — Сорок восемь. —Мне показалось, что человек, который писал книгу, старше. — В душе я старше. — Меня в книге привлекло место, где вы пишете про шамана: мол, он в том возрасте, когда национальные черты уже стираются, и непонятно, сколько ему лет: ему можно дать от 45 до 60. Он что, вам открыл секрет управления возрастом? — Он просто живет, какой тут секрет. — Тогда почему вы написали — «человек ли он вообще». Он что — дух, сверхчеловек? — Сложно объяснить. Я пытался, но пока не понимаю, как писать. Шаман сравнивает человеческую жизнь с волной. Речь идет об энергии. Человек — волна энергии, и это главнее, чем тело. Человек — самосохраняющийся вид энергии, замкнутое пространство, спираль. Если он противоречит своей энергии, своему образу, то сам себя разрушает, стареет, слабеет. Шаман долго живет потому, что хорошо осознает свой энергетический образ. И может его воссоздавать. — Еще перед тем как встретить Шамана, вы писали диссертацию, посвященную исследованию «невроза отложенной жизни». Что это такое? — Не диссертацию, ряд статей, описывающих исследования по этой теме. Это когда человек считает, что сейчас он еще не живет, а лишь готовится к настоящей жизни, которая наступит потом, после создания условий. Иногда такой сценарий длится достаточно долго — человек планирует, как переедет в Москву, купит квартиру, машину... Это может тянуться десять, пятнадцать лет, у некоторых занимать всю жизнь. В результате человек не решает насущных жизненных проблем, рассчитывая их решить в «настоящей жизни». И начинает себя вести как невротик, который от нормального человека тем и отличается, что нормальный стремится проблемы решать, а невротик их откладывает, объясняет... Когда груз нерешенных проблем накопится, начинаются невротические срывы. — Почему вы занялись этой темой? — На Севере много людей, которые живут мечтой о переезде. Накопим денег, купим квартиру, создадим условия и переедем. Бывает, до пятидесяти считают, что они еще не живут, а только готовятся жить. Молодость проходит, зрелость. — Про Кастанеду — это был пиаровский ход для раскрутки книги, или вас действительно так назвали? — Впервые меня так назвали журналисты «Огонька», где публиковали отрывки из книги. Думаю, что сравнили, чтобы определить жанр. И это сравнение, на мой взгляд, лобовой ход, абсолютно мешающий настоящему пониманию. У нас совершенно разные концепции мира, разное отношение. — Меня в книге «зацепило» место, где Шаман говорит о значении бубна: «Большинство болезней происходит из-за рае-синхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться». — С бубном все гораздо сложнее. Бубен можно купить и в Москве, но это будет просто барабан. Когда настоящий шаман готовит бубен, он делает его с привязанностью к той местности, где собирается работать. На бубен накладывается карта местности и карта звездного неба. Когда неба не видно, то шаман все равно видит его на своем бубне. Образное мышление. Он может держать по бубну, то есть по звездному небу, направление, предсказывать погоду. — А охота на оленя с точки зрения чувства ритма? — Человек бежит ритмично, а олень — рванет изо всех сил, пробежит немного и остановится. Поэтому выдыхается гораздо быстрее, чем человек, который бежит равномерно и держит дыхание. Древний охотник не выносливее, не быстрее, а просто ритмичнее. — Вы не до конца ответили на мой вопрос: что изменилось в вашей жизни после общения с Шаманом? — Стати появляться другие мысли. Например, у нас много борются за права меньшинств, женщин, угнетенных народов или обделенных людей. Я думаю, что в конституциях будущего должны бить четко прописаны права минералов, растений, животных. Тс», что мы делаем сегодня, — произвол. Окружающая среда абсолютно бесправна по отношению к нам. — А кто будет следить за соблюдением этих прав, если за правами человека не очень-то следят? — Вообще-то природа следит сама. Если человек ведет себя негармонично, он быстро разрушается. Это показывает, что окружающий мир следит за своими правами. Ты его разрушаешь, он тебя разрушает. Ты его бережешь, он тебя бережет. — Шаман — сегодня тема конъюнктурная. Вы думали об этом, когда писали? — Да я живу далеко, чего я буду думать об этом. — Каково было отношение Шамана к тому, что вы пишете книгу о нем? — Ему все равно. Лишь бы на него прямого указания не было. Да я мне тоже. Я начал это в середине девяностых, а сегодня — 2004-й. Какая конъюнктура? Я вообще-то участвовал в выборах и губернаторов, и депутатов Госдумы, и даже еще депутатов последнего Верховного Совета. Насчет пиара и конъюнктуры соображаю. Если бы я хотел сделать конъюнктуру, то сделал бы. — В моем представлении шаман — это не только тот человек, который лечит. Шаман*— может быть синонимом слова колдун. То есть тот, который держит и берет на себя всю духовную жизнь своего племени. — Шаманизм — наиболее древняя из известных нам форм религиозности. Потом религии развивались и приобрели что-то новое по сравнению с шаманизмом. Но в то же время по религиям идет такое разделение мира: вы — неверные, а мы — правильные. Шаманизм был интегральным учением, объединяющим все, а религии усилили частное, но потеряли общее. Для меня Шаман — это человек, который это общее держит, понимает, живет в этом. — Что Шаман думает про отношения мужчины и женщины? Вы в книге ему задаете вопрос: «Где твоя любимая женщина? », он отвечает: «Она со мной». Поясните это. —Чувство любви между мужчиной и женщиной создает обоюдную энергетику. Это знакомо многим. Мои знакомые старые люди говорят: «Пока мы вдвоем, нам не страшно, мы себя хорошо чувствуем. Но мы боимся, что кто-то из нас умрет раньше... » Почему? Потому что создали совместное целое. Когда Шаман говорит про любимую: «Она здесь», он имеет в виду, что совместное целое сохраняется. Он с ней общается. Она с ним тоже. — Как повлиял Шаман на вашу личную жизнь, на работу? — Отношения с близкими, с родней стали душевнее. В работе в некоторых аспектах стал мягче, а в некоторых — жестче. Я раньше часто помогал без разбора и прощал без разбора. Через несколько лет после общения с Шаманом перестал это делать, потому что помощь и прощение без разбора не растят человека, а развращают. Хотя я и прежде это знал, но до конца это понял, именно общаясь с Шаманом. Я стал раздумывать о том, чтобы отношения со мной вели человека не только к материальному благополучию, но и к душевному. Сменился набор студентов, которые пишут дипломные и курсовые. Как зав. кафедрой я, наверное, больше всех из преподавателей демонстрировал успех, насколько вообще для студента может быть успешен преподаватель или ученый. И ко мне шла такая категория студентов — старательные, хорошие, но при этом желающие научиться какому-то социальному успеху. Сейчас, наряду с ними, ко мне идут студенты, которые хотят развиваться, понять что-то, принести пользу людям. И я сам стал их выделять и внимательнее к ним относиться. — То есть гуру и ученики? — Преподаватель не может и не должен быть гуру. Я всегда говорю студентам, что их первая задача после диплома — психологически от нас освободиться. — Почему северные народы в своей книге вы называете эвелнами? Я вообще не слышала о такой народности, вот про эвенков знаю. — Это — собирательный образ. Есть эвены, есть эвенки, а эвелнов нет. Это как в «Земле Санникова» — онкилоны. В первом издании я писал эвены, но когда вышла книга, то чукчи, коряки говорят: «Это ж ты про нас писал, а почему нас назвал эвенами? » И со второго издания я стал писать «эвелны», чтобы никто не обижался. — Вы много времени проводите в лесу Мне про вас рассказывали, что вы ходите через лес к океану, посмотреть на него. Идете сутками, по грудь в снегу, спите в землянке, топите там печку. При любой минусовой температуре. И еще студентов с собой берете. Никто из вас не болеет? — Если человек сильно болеет, он не идет. А если немного, то сходит ж придет здоровым. — При какой температуре вы купаетесь в океане? — Купаюсь, если можно добраться до воды, есть полынья или хорошая трещина. Или лед отнесет от берега. Температура воды — минус два-три градуса. Если человек в такой воде находится дольше трех-пяти минут, он не выживает. Я просто окунаюсь. — Считается, что в нашей жизни ничего просто так не бывает. Зачем вам была дана эта встреча с Шаманом? Шаман искал ученика и транслятора? — Вопрос есть, я еще не продумал на него ответ, а надо бы. Шаман отличается от обычного человека как раз тем, что, приобретая новое знание, не забывает старое. В этом смысле он энциклопедичен. В чем заключается процесс старения с точки зрения памяти? Мы, получая высшее образование, забываем большую часть школьных знаний. Идем на работу, забываем то, чему учили в вузе. Идем на другую, приобретаем новый опыт, теряем то, что было на старой работе. Когда человек начинает терять больше, чем приобретать, это уже старение. Шаман для меня уникален тем, что он ничего не теряет: ни опыт, ни знания. — Шаман действительно настолько самодостаточен? Есть ли у него чувство одиночества? — Не передать. В языке терминов нет. Он настолько хорошо и сильно связан с окружающим миром, что не одинок и не кажется одиноким. Он постоянно растворен не только в окружающей местности, а, возможно, и в более широком мире. Он «переключен» на другой уровень коммуникации. Ему достаточно интересно и с людьми, и с животными. — Почему книга называется «Хохот шамана»? — У меня в первое время выписался такой образ иронического наблюдателя за мной, за нами. Сначала у меня его образ был мифологизирован — мол, сидит несколько веков и наблюдает за нами, похохатывает. Потом я отказался от этого. Но, очевидно, первый образ остался и вошел в название. Шамана все представляют как мрачную личность, которая гортанным голосом что-то поет в засаленном чуме, в грязной камлейке прыгает у костра в саже и стучит в бубен. И ни о каком юморе речь не идет. А этот человек очень ироничный, веселый. У меня много раз болел живот от смеха при общении с ним. Было большой проблемой это передать. — В том, что я прочитала, философии много, а юмора—не очень. — У Шамана своеобразное чувство юмора. Помните, я описывал, как пожаловался на аллергию, а он заставил меня прыгать. Суть процесса — от движения кровь разгоняется. Холодовая аллергия проходит. Я прыгал, а он смеялся. На это не обижаешься — ведь помогает же! Он учил и дело делать, и развлекаться: одно другому не мешает. Он считает, что этому полезно научиться всем.
|