Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сергеева С.Н. Мужское божество плодородия в элевсинском культе



Вестник Санкт-Петербургского университета.
Серия 2 – История, языкознание, литературоведение.
1995, вып. 4 (№23).
[92] – конец страницы.

Элевсинские мистерии, один из известнейших праздников античного мира, носили аграрный характер и были посвящены Деметре и Персефоне. Наряду с этими богинями в Элевсине почитались и мужские божества — Иакх, Дионис, Аид, Посейдон, и герои тесно связанные с хтоническими богами — Триптолем, Эвбулей, Иасий. Существовали ли в Элевсине несколько богов-мужчин или у Деметры и Персефоны был только один спутник? Каково было его происхождение? Почему он оказался оттесненным на задний план в историческое время? Ответы на эти вопросы важны не только для исследования элевсинского культа. Они помогут пролить свет на некоторые особенности формирования греческого пантеона в целом.

Главное мужское божество элевсинского культа, чье имя чаще всего встречается рядом с именами Деметры и Персефоны, безусловно, Иакх. Имя этого божества обычно связывается с криком, раздававшимся во время праздника (Etym. М., s. v. Iakhos). 1) Если учесть, что в гомеровском гимне к Деметре нет упоминании об этом божестве, то можно сделать вывод, что его культ был введен в мистерии через некоторое время после их учреждения. Возможно, это произошло под влиянием орфизма. Именно с Иакхом было связано торжественное шествие мистов из Афин в Элевсин 20-го боэдромиона (Plut. Camill., 19, 9).

В течение всего времени существования элевсинских мистерии образ этого божества так и не получил отчетливых форм, которые составили бы его индивидуальные черты. Иакх предстает то юношей (Aristoph. Ran., 394), то стариком на некоторых вазовых рисунках, 2) но чаще всего он выглядит как ребенок. 3) Еще одним доказательством юного возраста этого божества может служить то, что во время шествия, кроме всего прочего, везли также игрушки Иакха, некоторые из которых возможно, наделялись свойствами неких мистических символов (гребень, зеркало) (Clem. Alex., Cohort., 2). В образе Иакха соединяются мужские и женские черты (Orpn. h., XLII, 1-4)

Самым сложным кажется вопрос о родителях Иакха. Иногда он называется сыном Деметры (Schol. Aristoph. Ran., 326: ср. также: Diod., III. 62; Cic. N. D., II, 24; Lucret., IV, 1168). Судя по другим источникам, он сын Персефоны (Schol. Aristoph. Ran., 324; Schol. Pind. Isthm., 7, 3). Отец Иакха или не называется вовсе, или в его роли выступает Зевс (Etym. М., l. с. ), или Дионис (Nonn., XLVIII, 951). В схолиях к Аристофану можно увидеть также намек на то, что Иакх мог восприниматься и как супруг Деметры (Schol. Aristoph. Ran., 324). Образ Иакха не имеет отчетливых индивидуальных черт4) и поэтому довольно часто смешивается с другими богами, прежде всего с Дионисом5) (Strab., X, 468; Nonn., XXVII, 306; Ovid. Metam., IV, 5).

Иакх, безусловно, самое известное и интересное, но не единственное мужское божество элевсинских мистерий. К нему примыкают образы некоторых элевсинских героев. Гомеровский гимн к Деметре только упоминает Триптолема (Hom. h. Cer., 475), многочисленные предания о нем сообщают другие авторы. Павсаний приводит несколько версий рождения этого героя (Paus., I, 14, 2-3). Платон (De leg.. VI, 782в) и Диодор (V, 20, 3) сообщают, что Триптолем был послан Деметрой объезжать на колеснице все земли и распространять земледелие. Храм Триптолема, в котором находилось изображение героя, находился рядом с афинским Элевсинием (Paus., I, 14, 1). Причем Павсаний намекает, что в храме находилось нечто, необходимое для мистерий, однако отказывается говорить об этом подробно (Paus., I, 14, 3). Из этого можно сделать вывод, что культ Триптолема был теснейшим образом связан с элевсинскими мистериями. Можно заметить, что изображения Триптолема, как и изображения Иакха, могли быть самыми различными. Античные художники [92] и скульпторы представляли его то как юношу, то как существо, в котором совмещались признаки обоих полов, то иногда даже в виде женщины. 6)

Другого элевсинского героя — Эвбулея — Павсаний называет братом Триптолема (Paus., I, 14, 2). Но есть и другие версии его рождения, представленные в основном в орфических гимнах. Эвбулей может выступать в роли сына Персефоны (Orph. frg., 29, 8) или отождествляться с Плутоном (Orph. frg., 18, 11). Судя по изображениям на вазах, Иакх, Триптолем и Эвбулей выглядят почти одинаково: они, как правило, юного возраста, одеты в похожую одежду, держат в руках одинаковые атрибуты; иногда их бывает трудно различить. 7) Триптолем и Эвбулей, как герои — ипостаси Иакха, помогают добавить некоторые дополнительные штрихи к образу этого бога: связь с земледелием, родство с Аидом.

Аид, владыка подземного царства, хоть по мифу и является мужем одной из богинь, в историческое время играет в элевсинском культе второстепенную роль Однако, опираясь на афинскую надпись, изданную П. Фукаром, 8) можно предположить что почитание Аида в Элевсине имеет более древние корни, чем это кажется на первый взгляд. Возможно, авторитет этого древнего хтонического божества пошатнулся после установления в Элеасине культа Иакха. 9)

Брат Аида, Посейдон, никак не связан с мифом о похищении Персефоны, странствиях Деметры, учреждении мистерий в ее честь. Тем не менее элевсинские таинства окружены сетью намеков на его незримое присутствие. В сказаниях, связанных с элевсинским циклом мифов, Посейдон назван отцом некоторых героев: Керкиона (Paus., I, 14, 3) и Эвмолпа, основателя рода эвмолпидов, главного элевсинского

жреческого рода (Strab., VII. 383; Paus., I, 38, 2). Часто Посейдон почитается вместе с элевсинскими богинями: статуя Посейдона стояла рядом с храмом Деметры возле Дипилонских ворот (Paus., I, 2, 4), жертвенник Посейдону, Деметре, Коре и Зефиру находился на священной дороге (Paus., I, 37, 2). был храм Посейдона-Отца и в самом Элевсине (Paus., I, 38, 6). 10)

Обширная мифологическая традиция, считающая Посейдона богом плодородия и связывающая с Деметрой именно его, будет рассмотрена ниже, а пока отметим некоторые особенности местности, позволяющие предположить существование в Элевсине культа Посейдона и связь его с элевсинскими богинями. Известно, что священная дорога из Афин в Элевсин шла мимо двух соленых озер, посвященных Деметре и Персефоне (Paus., I, 38, 1). Странно видеть посвященными земледельческим богиням, кроме полей и равнин, также соленые водоемы. Эта неясность может быть устранена, если предположить, что сами эти богини были каким-то образом связаны с божеством морской стихии Посейдоном. Этот пример не единственный. В Элевсине существовал водоем, возле которого женщины пели песни в честь Деметры (Paus., I, 38, 6), 11) по дороге из Мегар в Элевсин находился колодец, возле которого по преданию (Hom. h. Cer., 99-100) сидела Деметра в образе смертной женщины, уставшая во время долгих поисков дочери (Paus., I, 39, 1).

Здесь же можно вспомнить, что во время одной из священных ночей элевсинского праздника мисты с факелами в руках шли на берег Саламинского залива, где происходила кульминация таинства (Eur. Ion., 1074). Там они, вероятно омывались в морской воде. Из приведенных выше примеров видно, что связь элевсинских богинь с водой и различными источниками морской и пресной воды весьма ощутима Вероятно, это позволяет предположить, что в элевсинском культе присутствовал и сам покровитель этих источников, бог Посейдон.

Таким образом, в элевсинском культе наряду с Деметрой и Персефоной присутствуют также различные мужские божества. Почему же главное мужское божество — Иакх выступает на этом празднике в виде мальчика или юноши? Почему этот ребенок заслоняет собой Диониса, с которым несомненно имеет много общего и чье присутствие было бы вполне уместно в этом культе? Наконец, какую же роль играет в элевсинских мистериях Посейдон? Для ответа на эти вопросы обратимся к истокам греческой религии, проследим происхождение и формирование мужского божества плодородия в греческом пантеоне.

Мужское божество минойской эпохи возникает гораздо позже женского божества, его образ вполне формируется только к концу позднеминойского периода и даже тогда сохраняет подчиненное значение по отношению к Великой Богине. 12) Спутник Великой Богини в минойской религии играет, вероятно, второстепенную роль, заимствует элементы женского образа (жесты, позы) и представляется, как правило в виде ребенка или юноши. 13) Возможно, с этим божеством каким-либо образом связан культ быка, приносимого в жертву Великой Богине. 14) К сожалению, нам не известны ни имя критского мужского божества, ни его функции, ни его роль в культе Великой Богини.

Если хтоническая религия Крита вошла как составная часть в микенскую религию, 15) то естественно и в религии ахейцев встретить знакомые нам персонажи — Великую Богиню и ее юного спутника. Знаменитая микенская статуэтка XIII в. до н. э., хранящаяся в Афинском национальном музее, изображает двух женщин в богатых одеждах, сидящих рядом друг с другом и держащих на коленях божественного младенца. 16) Так же и на территории Элевсина найдена статуэтка 3-го позднеэлладского периода, относящаяся к XIII—XII вв. до н. э., которая изображает двух [93] женщин, сидящих на троне с младенцем на руках. 17) Можно предположить, что представления о юном возрасте мужского божества были чрезвычайно устойчивы, что нашло отражение в элевсинском культе.

Говоря о микенских корнях греческой религии, мы располагаем не только археологическим материалом, но и сведениями, полученными в результате дешифровки линейного письма Б, а также обширной мифологической традицией.

Мы не знаем имени спутника Великой Богини на минойском Крите, но в микенском языке этот бог, вероятно, стал называться Посейдоном. Ведь само имя «Посейдон» в его микенском написании Poteidaon можно понять как ‘Владыка, супруг Земли’, если принять тождество «da» и «ga», обозначающих слово «земля». 18) Как супруг Великой Матери-Земли Посейдон должен был отвечать за плодородие почвы, за благополучие всего, что живет и растет на ней, а также быть властелином душ умерших, которых Земля скрывает в своих недрах. Даже в историческое время древний универсальный характер этого божества можно заметить в сохранившихся за Посейдоном функциях колебателя и охранителя земной тверди (Paus., III, 11, 9) и в понимании его как божества земледелия в отдельных локальных мифах. Так, например, фессалийцы почитали Посейдона за то, что он расчертил священную долину своим трезубцем, чтобы устроить канавы для стока воды и обеспечить плодородие почвы (Her., VII, 129). Во многих местах Пелопоннеса культ Посейдона Рождающего (Фитальмия) соединялся с почитанием Деметры (Paus., II, 32, 7-8). Существует также целый ряд мифов, в которых Посейдон отстаивает у различных богов те или иные области суши (спор с Афиной из-за Аттики, Her., VII, 55; спор с Гелиосом из-за Коринфа, Paus., II, 1, 6; с Герой из-за Арголиды, Paus., II, 15, 5). Вряд ли владыка морей стал бы с такой настойчивостью доказывать свои права на различные участки суши, если бы с древних времен согласно своей сущности не имел прав на власть над землей. Таким образом, можно предположить, что из всех богов греческого пантеона именно Посейдон по своему происхождению является наиболее древним божеством плодородия.

Постепенно в возникающей греческой мифологии весь мир оказался четко поделенным на три сферы (небо, море, подземный мир) между Зевсом, Аидом и Посейдоном. Посейдон не сохранил свои универсальные функции и получил власть только над морской стихией. Возможно, именно тогда мужское божество плодородия стал олицетворять другой молодой бог — Дионис.

Дионис вместе с Посейдоном стал покровителем растительности и плодородной влаги (Plut. Qu. conviv., 5, 31). 19) Многие черты роднят Диониса с мужским божеством минойской эпохи: 20) юный возраст, связь со священным быком, женский характер оргий в честь этого бога. 21) В аттических преданиях Дионис был объединен в одном культе с Деметрой (Pind. Isthm., VI, 4). Постепенно в Элевсине сложилось представление о сопрестольничестве Деметры, Персефоны и Диониса (можно предположить, что сами элевсинские богини — ничто иное, как раздвоение единого образа Великой Богини бронзового века, олицетворение различных ее функций: плодородие, с одной стороны, власть над душами умерших — с другой). 22) Под влиянием элевсинского культа Дионис был соединен с Деметрой в Фельпусе (Paus., VII, 29, 2), Фенее (Paus., VIII, 15, 1), Мегалополе (Paus., VIII. 31, 3), в Тегее, где его храм находился рядом со святилищем Деметры (Paus., VIII, 54, 5), в Арголиде (Paus., II, 37, 6).

Постепенно, с развитием греческой религии, во многом под влиянием орфического учения, распространившегося в эпоху Писистрата, 23) Дионис окружается вполне определенной группой мифологических преданий, становится страдающим, умирающим и воскресающим богом, обещающим бессмертие богоподобной человеческой душе. В Элевсине, где в силу изолированности культа сохранялись догреческие представления о метампсихозе, 24) связанные с образом Великой Богини, орфическое учение пало на благодатную почву. Орфики обработали и обновили некоторые древние элевсинские легенды. 25) Тем не менее орфическая и элевсинская религии имели различное происхождение, мифы, обряды, поэтому они не могли слиться в единый культ. Постепенно Дионис, получивший благодаря орфикам самостоятельную вполне развитую религию, «стал тяготиться» своей ролью в элевсинском культе, где он по-прежнему должен был выступать как второстепенное, подвластное богиням мужское божество. Так в Элевсине появился новый бог Иакх, ипостась Диониса, неслитный и нераздельный с ним, составляющий с Дионисом единое целое и в то же время являющийся самостоятельным богом. 26)

Итак, мы проследили происхождение и историю мужского божества плодородия в элевсинском культе. Вероятно, многие особенности элевсинских богов можно объяснить тем, что их корни уходят в глубокую древность. Юный возраст богов и героев в Элевсине и их второстепенная роль в культе объясняются тем, что они, вероятно, ведут свое происхождение от молодого спутника Великой Богини, который, судя по сохранившимся изображениям, представлялся жителям древней Эгеиды именно в таком образе. Множественность же элевсинских богов, как нам кажется, отражает долгий и трудный процесс формирования мужского божества плодородия в греческом пантеоне. Причем каждая стадия этого процесса оставила след в элевсинском культе в виде отдельной ипостаси мужского божества. [94]

Summary

In the Elcusis cult side by side with Demeter and Persephone some male gods (Iakhos, Dionysus, Poseidon) and heroes (Triptolemus, Eubuleus) were also worshiped. Plurality of these gods and their complicated form is explained by long and difficult forming of male god of fertility in Greek pantheon. Sources of this process must be searched for in Minoan and Mycenaean religions, each stage of it leaving traces in the Eleusis cult as separate form of male god.

 

1) Gerhardt Ed. Griechische Mythologie. Berlin, 1854. Bd. I, Buch. 2. S. 454.

2) Новосадский H. И. Элевсинские мистерии. СПб., 1887. С. 167.

3) Gerhardt Ed. Op. cit. S. 452; Pringsheim H. G. Archä ologische Beiträ ge zur Geschichte des eleusinischen Kults. Mü nchen. 1905. S. 78; Bottiger С. A. Griechische Vasengemalde. Weimar, 1798. B. 3.

4)Новосадский H. И. Указ. соч. С. 169.

5) Уже сами античные авторы, замечая слияние этих божеств, стремились разделить Иакха и Диониса в элевсинском культе (Schol. Aristoph. Ran., 324).

6) Bö ttiger С. A. Op. cit. В. 3; S. 193-232; Brunn H. Supplement zu den Studien ü ber den Bildkreis von Eleusis von C. Strube. Leipzig, 1872 Taf. II.

7) Pringsheim H. G. Op. cit. S. 88.

8) Foucart P. Le culte de Pluton // Вull. de correspondence hellenique 1883. T. VII. P. 383-404.

9) Ibid. P. 387.

10) Возможно, эпитет «Отец» применен здесь к Посейдону не только как к родоначальнику эвмолпидов, но и как к Отцу в более широком смысле. Обэтомподробнеесм.: Bloch L. Der Kult und die Mysterien von Eleusis. Hamburg, 1897. S. 74.

11) Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1966. S. 74.

12) Evans A. Palace of Minos. London. 1921—1928. Vol. 1. P. 152. fig III, р. 305, fig. 267; p. 505, fig. 363; p. 160, fig. 115: Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите // Яфетический сборник. Л., 1930.

13) Богаевский Б. Л. 1) Ритуальный жест общественный строй в Древней Греции // Религия и общество. Л., 1926. С. 95; 2) Мужское божество на Крите. С. 186.

14) Liehtenberg R. Die ä gä ische Kultur. Leipzg, 1919. S. 100-101.

15) Nilsson M. Geschichte der griechische Religion. Mü nchen, 1941—1943. Bd. I. S. 326.

16) Бернгард M. Л. Коринф и Арголида. Варшава, 1986. Рис. 49.

17) Качурис К. А. Элевсин в бронзовом веке: Автореф. канд. дис. М., 1963. С. 21.

18) Лурье С. А. Язык и культура микенской Греции. М.; Л., 1957. С 289; Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. С. 195.

19) Bulle Н. Poseidon // Roscher W. Н. Ausfü hrliches Lexicon der griechischen und rö mischen Mythogie Leipzig, 1879 — Bd. III, Abt. 2. S. 2821.

20) Nilsson M. Op. cit. S. 301.

21)ИвановВяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. С. 88-89.

22) Nilsson M. Op. cit. S 442.

23) Kern О. Reformer der griechischen Religion. Halle, 1918. S. 9-16.

24) Hовосадский Н. И. Указ. соч. С. 102. Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев, 1899. С. 79.

25) Кулаковский Ю. Указ. соч. С. 102.

26) Иванов Вяч. Указ. соч. С. 168.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.