|
||||||||||||||||||||||
- Молодой граф Пьер Безухов ничем не занимается и нигде не служит (в то время среди дворян было принято служить или в армии, или чиновником): .Он нигде не служил еще. .Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал.- Молодой граф Пьер Безухов ничем не занимается и нигде не служит (в то время среди дворян было принято служить или в армии, или чиновником): "... Он нигде не служил еще... " "... Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал... " "... Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и действительно был выслан в Москву за буйство... " - Молодой Пьер не может найти себя и свое призвание: "... Я только никак не знаю, что мне начать... " " –... Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей <... > – Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.... " - добрый, скромный и простой человек: "... выражением добродушия, простоты и скромности... " "... Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту... " "... Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой... " - У Пьера золотое сердце, по мнению его лучшего друга Андрея Болконского: "... Это золотое сердце... " (Андрей Болконский о Пьере) У Пьера высокая, небесная душа, по мнению его дальней родственницы Анны Михайловны Друбецкой: "... И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!.. " (Анна Михайловна Друбецкая о Пьере) - Пьер - умный и наблюдательный человек: "... умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной... " - наивный молодой человек: "... он наивно смотрел в очки вокруг себя... " "... Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки... " "... детские речи Пьера. <... > такие глупости <... > наивный вопрос... " Пьер - неуклюжий, неловкий мужчина: "... Пьер был неуклюж... " "... он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное... " "... ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью... " "... Пьер <... > неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу... " - Пьер - рассеянный человек: "... Кроме того, он был рассеян... - любит мечтательно философствовать: "... мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер)... " - непрактичный человек: "... Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом... " "... ту недостававшую Пьеру практическую цепкость... " Наследовав огромное состояние, Пьер оказывается не способен заниматься хозяйством. В результате управляющий обманывает и обирает его: "... дело... к которому он менее всего имел способности и склонности, – занятие делами... " "... каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов... " (управляющий обманывает Пьера с целью наживы) - не доверяет себе и слушает советы другихлюдей (легко увлекается) (наставника-масона, знакомых и т. д. ): "... В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне... " - Пьер не умеет красиво говорить и вести себя в высшем свете: "... вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем... " - -- Пьер - скромный и смирный человек: "... как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным... " (о пьяной выходке с медведем и квартальным) "... этого большого, толстого и смирного человека... " - Пьер - смешной человек: "... этот толстый Пьер <... > такой смешной!... " - жалостливый человек: "... Мне его жалко, как человека… " (Пьер о больном отце) "... Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать... " - Пьер Безухов хорошо относится к своим слугам и редко ругает их: "... при вас обиды не видим... за такими господами жить можно... " "... Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера... " - Пьер безвольный, бесхарактерный человек: "... все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли... " "... как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными... " Пьер Безухов женится на развратной и пустой девушке Элен Курагиной. Их брак оказывается неудачным. Супруга не любит Пьера и обманывает его с другими мужчинами: "... Через полтора месяца он был обвенчан... " - Вскоре в России начинается Отечественная война 1812 г. и Пьер оказывается в плену у французов. Жизнь в плену меняет мировоззрение и характер героя: "... Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем‑ то своим, особенным... " "... Он сделался какой‑ то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?.. " (Наташа Ростова о Пьере) - Спустя 6 лет брака Элен Безухова внезапно умирает. После этого Пьер женится на своей подруге детства Наташе Ростовой. В их счастливом союзе рождается четверо детей: "... Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын... "
ПЬЕР БЕЗУХОВ — герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869). Прототипами образа П. Б. служили вернувшиеся из Сибири декабристы, жизнь которых дала Толстому материал для первоначального замысла, преобразовавшегося постепенно в эпопею об Отечественной войне 1812 года. Подобный П. Б. персонаж есть уже в первоначальном замысле повести о вернувшемся из Сибири декабристе, Петре Ивановиче Лабазове. В ходе работы над набросками и ранней редакцией романа Толстой сменил много имен будущему П. Б. (князь Кушнев, Аркадий Безухий, Петр Иванович Медынский). Почти без изменений (по сравнению с замыслом романа) осталась основная сюжетная линия героя: от юношеской беззаботности до зрелой умудренности. Петр Кириллович Безухое — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца. До 20 лет он воспитывался за границей, появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружения. Как и его друг Андрей Болконский, П. Б. поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени. П. Б. — увлекающаяся натура, человек, наделенный мягким и слабым характером, добротой и доверчивостью, но в то же время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры и объяснения с Элен после дуэли; объяснение с Анатолем Курагиным после его попытки увезти Наташу). Добрые и разумные намерения постоянно приходят в противоречие со страстями, одолевающими П. Б., и часто приводят к большим неприятностям, как в случае с кутежом в компании Долохова и Курагина, после которого он был выслан из Петербурга. Став после смерти отца одним из самых богатых людей, наследником титула, П. Б. вновь подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям, в результате интриг князя Василия женившись на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Склонность к философским рассуждениям сводит П. Б. с видным масоном Баздеевым и способствует увлечению масонством. П. Б. начинает верить в возможность достижения совершенства, в братскую любовь между людьми. Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни. Поиски содержания и смысла бытия сопровождаются у П. Б. символическими сновидениями (сон о собаках-страстях, терзающих его; сон, увиденный после Бородинского боя под впечатлением последнего разговора с князем Андреем и самого сражения). Свойство психики П. Б. преобразовывать еще недостаточно уясненные им мысли в образы сновидений вполне объяснимо эмоциональным состоянием героя, а также его подверженностью (под влиянием масонства) философско-мистическим настроениям. Так, например, П. Б., принявший решение убить Наполеона, высчитывает мистическое число его и своего имен. В 1808 году П. Б. становится во главе петербургского масонства и постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках. Самый напряженный период жизни героя — накануне и во время войны 1812 года. Глазами П. Б. читатели романа наблюдают за знаменитой кометой 12-го года, предвещавшей необыкновенные и страшные, по общему убеждению, события. Канун войны осложняется для героя ясно осознанным им чувством глубокой любви к Наташе Ростовой, в разговоре с которой он проговаривается о своем чувстве. Приняв близко к сердцу события войны, разочаровавшись в своем прежнем кумире Наполеоне, П. Б. отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Там же П. Б. становится свидетелем общего молебна перед иконой Смоленской Божьей матери. Возле Бородина происходит и последняя встреча П. Б. с князем Андреем, высказывающим ему заветную мысль о том, что истинное понимание жизни там, где «они», простые русские солдаты. Именно на Бородинском поле П. Б. впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя. В опустевшей и горящей Москве, где герой остается, чтобы убить злейшего врага своего и человечества, Наполеона, он становится свидетелем многих ужасов войны; пытаясь по возможности помогать людям ( защищает женщину, спасает из огня ребенка ), попадает в плен как «поджигатель» и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных. В плену для П. Б. открывается новый мир и новый смысл существования: вначале он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека. Там же герой встречается с Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение. Формирование неясного ощущения в понятную мысль происходит у П. Б. также во сне (о мире — живом шаре, покрытом каплями воды), после пробуждения от которого его освобождают из плена, и он вновь вливается в общий поток народной жизни как ее активный участник. Под впечатлением встречи с Каратаевым П. Б., который раньше «не видел вечного и бесконечного ни в чем», научился «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог». После окончания войны, смерти Элен П. Б. вновь встречается с Наташей и женится на ней. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимым и любящим мужем; человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни. Общее направление развития образа П. Б. — движение к сближению с народным миропониманием, которое происходит у героя на основе сложного синтеза интуитивного, эмоционального и рационального начал. Именно поэтому П. Б. — единственный герой романа-эпопеи, который оказывается одинаково близок Андрею Болконскому, Наташе Ростовой и Платону Каратаеву, каждый из которых являет собой лишь одно из этих начал. Соединение эмоционального и рационального в восприятии жизни было особенно близко и самому Толстому, поэтому П. Б. — один из любимых героев автора. Среди других персонажей, многие из которых восходят к прототипам «семейной хроники» Толстых-Волконских, П. Б. на первый взгляд не отмечен легкоузнаваемыми или автобиографическими чертами. Однако ему, как и самому Толстому, присуще увлечение Руссо, стремление к сближению с народом, его внутреннее развитие совершается в борьбе духовного и интеллектуального начала с чувственным, страстным. Таким образом, П. Б. вполне может быть поставлен в ряд других героев писателя, отличающихся аналитическим складом ума и имеющих биографические параллели с их создателем. Многие черты П. Б. позволяли еще современникам, а также более поздним исследователям видеть в герое как характер, «выхваченный из жизни», отличающийся своими «русскими чертами», характерными для людей 10-20-х годов XIX века (увлечение руссоизмом, масонством, французской революцией, декабристские идеи ), так и тип человека 60-х годов XIX века, который кажется «мудрее» людей того поколения. Этот взгляд также подтверждается определенной близостью духовного развития П. Б. к философско-этическим исканиям самого автора, усложненностью интеллектуально-эмоциональной жизни героя, возможностью его соотнесения с персонажами русской литературы 1860-х годов (например, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского), смысл образов которых в той или иной степени направлен на отрицание наполеонизма не только как злодейства, но и как индивидуализма в высшей степени проявления. По степени воплощения в герое основных начал жизни, отражения закономерностей исторической действительности прошлого века, умения «сопрягать» эмоциональное с рациональным, степени близости героя-дворянина с простым народом, активного участия в общенародной жизни в период исторического перелома, правдивости отражения основного направления духовного развития самого автора, соотнесенностью с персонажами других произведений писателя и русской литературы XIX века П. Б. вполне можно считать одним из самых главных героев творчества Л. Н. Толстого.
Образ Пьера Безухова 1. Что в поведении Пьера вызывает нарекание у представителей высших кругов? 1) Простота манер и прямодушие 2) Агрессивность и прямолинейность в высказываниях 3) Лень и безразличие ко всему 2. Кто является лучшим другом Пьера? 1) Андрей Болконский 2) Анатоль Курагин 3) Капитан Тушин 3. Как зовут отца Пьера Безухова, прототипом которого стал канцлер Российской империи граф Александр Безбородко? 1) Андрей Николаевич 2) Николай Ильич 3) Кирилл Владимирович 4. О чем просит умирающий отец Пьера в письме к императору Александру? 1) Лишить Пьера титула 2) Лишить Пьера наследства3) Признать Пьера его законным сыном 5. На ком женится Пьер в первый раз, став одним из самых выгодных женихов России? 1) На Елене Курагиной 2) На Наташе Ростовой 3) На Софье Ростовой 6. Как складываются отношения Пьера с его женой? 1) Она ему изменяет 2) Она очень любит его3) Она совершенно не любит его, но хранит ему верность 7. Кого Пьер вызывает на дуэль после провокации за ужином в Английском клубе? 1) Анатоля Курагина 2) Фёдора Долохова 3) Андрея Болконского 8. Кем становится Пьер в результате духовных исканий? 1) Франкмасоном 2) Мартинистом 3) Иллюминатом 9. Что решает сделать Пьер оставшись в городе после оккупации Москвы? 1) Стать союзником Наполеона 2) Поджечь Кремль 3) Убить Наполеона 10. На ком женится Пьер в конце романа, став счастливым отцом семейства? 1) На Елене Курагиной 2) На Наташе Ростовой 3) На Мари Болконской
|
||||||||||||||||||||||
|