Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образ автора как проблема литературоведения.



 

Проблема автора и связанные с ней вопросы об авторской позиции, принадлежат к числу ключевых проблем современного литературоведения. Существуют разные трактовки понятия «автор».

Во-первых, - это сам писатель, реально существующий человек.

Во-вторых, в образе «автора» видят концепцию всего произведения.

В-третьих, это понятие глобально рассматривается как литературное направление, литературный процесс и т. п.

Учеными разработаны различные термины: «образ автора» (В. В. Виноградов), «автор-творец» (М. М. Бахтин), «автор-повествователь» (И. Б. Роднянская), «голос автора» (В. В. Кожинов) и другие.

По М. М. Бахтину, автор - это творческая энергия, реализующаяся в художественном произведении. Авторская позиция - это, прежде всего, мировоззрение автора-творца. В этом случае автор не может отождествляться с реальным автором. Для М. М. Бахтина прежде всего важна неразрывная связь читателя и автора как участников «эстетического события». Термин «автор-творец» М. М. Бахтин соотносит с эстетическим понятием «вненаходимость» и связанным с ним «избытком видения». Автор, по мнению исследователя, видит и знает больше, чем читатель. По М. М. Бахтину, автор присутствует лишь в завершенном художественном целом. Читатель должен относиться к нему не как к лицу, а как к совокупности творческих принципов.

По мнению Б. О. Кормана, авторская позиция находит свое выражение в субъектной организации произведения. Определение взаимосвязи формально-субъектной и содержательно-субъектной организаций художественного текста, по Б. О. Корману, служит отправной точкой в изучении проблемы автора.

Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, позицию рассказчика и позицию героя.

Эти различные позиции вступают в определенные отношения друг с другом: некоторые точки зрения совпадают друг с другом, другие могут совпадать в определенной ситуации, различаясь в другой ситуации; наконец, те или иные точки зрения могут противопоставляться. Если в художественном произведении различные позиции даются параллельно как равноправные, то это полифоническое произведение. Понятие полифонии введено в литературоведение М. М. Бахтиным.

Известный французский ученый Мишель Фуко трактует понятие «автор» как определенный функциональный принцип.

Образ автора может выступать в разных формах, и уже сам выбор формы, сочетание форм художественной речи образуют своеобразное литературно-художественное единство, несут в себе огромную информацию, выражают позицию автора.

Лингвостилистический фундамент был заложен теорией «образа автора» в работах В. В. Виноградова, который рассматривал автора как структурно-организующий центр художественного произведения.

Автор - это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур.

В решении актуальной на сегодняшний день проблемы автора нет единой точки зрения. Понятие «автор» заключает в своем содержании два существенных противоречия: между личным и неличным, между «человеком» и «субъектом творчества». В произведениях автобиографического плана автор обнаруживает себя в качестве художественно воплощенного человеческого образа, но и в этом случае остается острым вопрос о совпадении и несовпадении этого образа с реальной личностью писателя вне художественного произведения.

Задание: сделать конспект монографии Б. О. Кормана «Изучение текста художественного произведения» (если вы не сделали его еще на 1 курсе). Обратите внимание на формы выражения авторского сознания в эпическом, лирическом и драматическом произведении. Срок выполнения – 24. 01. 22. В комментариях к занятию отчитаться: конспект Б. О. Кормана сделан.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.