Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стас Намин



 

ПОП-МУЗЫКА:

НА ПУТИ К СОБСТВЕННОМУ МЕСТУ

автор: Йос ван дер Бург

Один из вопросов, которому уделяется все больше внимания в Советском Союзе в связи с политикой Горбачева, — это положение молодежи. ­Если на протяжении долгого времени официальная политика практически не обращала внимания на неорганизованные социальные и культурные проявления молодежи, то теперь ситуация изменилась. Замечено, что многие молодые люди чувствуют потребность в своих собственных культурных и социальных клубах и формах самовыражения. Термин " субкультура", который на Западе используется для описания процесса поиска группой своей собственной идентичности, отличной от распространенной социально принятой идентичности, в Советском Союзе, безусловно, применим к жизни части (городской) молодежи. ­Одной из тех форм самовыражения, которые использует эта молодежь, является поп-музыка. В этом отношении между молодыми людьми Запада и Советского Союза нет большой разницы: и для одних, и для других музыка выполняет очень важную функцию. В статье ниже описывается современное состояние дел в области поп-музыки в Советском Союзе.

Поп-музыка издавна ассоциировалась в Советском Союзе с развратом капиталистического Запада". С одной стороны, считалось, что эта музыка бессмысленна по своему содержанию и ее единственная цель — отвлечь молодежь от ее настоящих интересов, а с другой стороны, существовал страх перед огромной притягательной силой, которую эта музыка имела для молодежи, силой, которая, возможно, могла оказывать разрушающее воздействие на общество. ­­­­­­­ Западная поп-сцена и ассоциация поп-музыки с наркотиками и сексуальными излишествами воспринимались как символ упаднического западного капитализма. ­ Молодежь старались от этого оберегать. Однако не был правильно истолкован тот факт, что молодежь может рассматривать поп-музыку в первую очередь как средство самовыражения — если они сами исполняют музыку, — и как способ выделиться — если они выступают в роли слушателей. ­­ В результате большая часть молодых людей отдалилась от официальной (молодежной) культуры.

Политика, которая лишала их права на развитие собственной культурной идентичности, не могла им понравиться, и отныне они развивали свою деятельность в неофициальном, полутеневом кругу растущей " субкультуры". ­­ Здесь и появились поп-группы, люди начали слушать и копировать кассеты с музыкой зарубежных групп и пытались развлекаться. ­­­ Со времен горбачевской перестройки ситуация изменилась. ­­

Определенное признание " субкультуры" молодежи привело к тому, что поп-музыка стала полноценным общественным достоянием, и ей больше не приходится существовать в тени. ­­­ В связи с этим возникает вопрос о текущем положении и возможном развитии поп-музыки. ­­ Будет ли поп-музыка в Советском Союзе развиваться в направлении бессмысленного развлечения, как это произошло на Западе, или же советская поп-музыка сможет выполнять более политическую и общественно-критическую функцию? ­­ На данный момент и то, и другое можно заметить в траектории развития поп-­музыки. Одни группы получили полное признание и выполняют в основном развлекательную функцию, в то время как другие главным образом стремятся распространять критические тексты и при этом часто вступают в конфликт с голосом " молчаливого большинства". ­

Стас Намин

Примером первого­, но " невинного" варианта поп-музыки может послужить группа Стаса Намина. Эта группа, ­ названная в честь солиста и основателя, ­ существует уже более 20 лет. 35-летний певец Стас Намин, известный также как " русский Мик Джаггер", уже отметил 20-летие своей карьеры. Его группа ­продала более сорока миллионов­ копий своих пластинок. Его музыка не вызывает никаких противоречий, и в некотором смысле он является образцом поп-музыки для внешнего мира. ­­­ В 1987 году Стас Намин гастролировал по Западной Европе­. Реакция на его му­зыку была довольно умеренной. Публика отметила мало по-настоящему оригинальных элементов и сочла, что его музыка страдает от подражания западной поп-музыке. ­

Помимо Стаса Намина как своего рода " отца" советской поп-музыки, в последние годы появились тысячи групп. ­ С этим множеством групп появилось и множество жанров. На советской эстраде в настоящее время нашли отражение все стили западной популярной музыки – от хэви-метала до фолк-рока. ­ В конце декабря 1987 года можно было увидеть и особенно услышать это многообразие течений на фестивале " Рок-панорама" в Москве. На этом фестивале выступили 42 группы и исполнителя со всех уголков страны. ­­ В течение семи дней многочисленные любители поп-музыки, включая журналистов, могли оценить и насладиться поп-музыкой современного уровня. ­ Большая часть исполняемой музыки, как и музыка Стаса Намина, была настолько сильно вдохновлена западной поп-музыкой, что в ней было мало чего-то самобытного. ­­­

Однако были и группы, которые явно развивали свой собственный путь, либо в своей музыке, либо в текстах. ­ Группа " Алиби", например, предлагала остро сатирические тексты, как и группа " Архитекторы". За это они удостоились бурных аплодисментов зрителей. ­­­ Были группы, которые обращались за вдохновением к 1920-м годам. Стиль кабаре и сатирические элементы в сочетании с музыкой, танцами, декламацией и перформансами являются их отличительными чертами. ­­­ Возможно, эта форма является наиболее перспективной для будущего поп-музыки в Советском Союзе. ­ В таком виде поп-музыка находит свое место в своеобразном " тотальном театре", в котором можно обнаружить, в частности, влияние театральных концепций Эйзенштейна. ­ Большое и пристальное внимание к внешнему виду, акцент на гротескном, причудливом и эффектном - вот наиболее яркие черты этого стиля. ­­ Было бы очень интересно, если бы эта форма развивалась дальше.

Еще одной особенностью молодой советской эстрады является тот факт, что, в силу ее пока еще недолгого развития, еще не были четко определены разные жанры. ­­­­ Это означает, что, как и в 1960-е годы на Западе, ряд поп-групп создает музыку, в которой можно услышать множество влияний. ­­ Мотивы народных песен находят свое отражение в жанре хэви-метал, а Шостаковича, например, можно услышать в инструментальной поп-музыке. ­­ Эти причудливые комбинации не всегда звучат удачно, но иногда они приятно удивляют, свидетельствуя о той музыкальной наивности, которая давно исчезла из западной поп-музыки, принесенной в жертву коммерции. ­­­

Власть

Что касается молодежи, то поп-сцена чрезвычайно жива и активна, но власти не всегда способны адекватно на это реагировать. Например, фестиваль " Рок-панорама" не был анонсирован в прессе, не было и афиш в Москве. ­­ О том, что поп-музыка еще не стала чем-то само собой разумеющимся, свидетельствовала и, казалось бы, неизбежная форумная дискуссия на фестивале, где ценность и значение поп-музыки в советском обществе обсуждали музыковеды, социологи и психологи. ­­­­ (Группа людей, которая не славится большой любовью к поп-музыке). В ходе обсуждения стало ясно, что не все одинаково довольны событиями в молодежной культуре, особенно в поп-музыке. ­

Хорошим примером состояния поп-музыки на данный момент является ситуация с группой " Форум" из Ленинграда. ­ Эта группа делает музыку с очень прямыми текстами, в которых затрагиваются всевозможные проблемы. ­ Тема " быть молодым" представляет особый интерес для группы. ­ Они поют о сексуальности, политических проблемах и других вопросах без особых церемоний. Группа пользуется большой популярностью у публики. После короткого тура из 35 концертов в конце 1987 года, которые в среднем посещало около пяти-шести тысяч человек, группа была на пике своей славы. ­­ ­Однако, в отличие, например, от Стаса Намина, у группы была очень противоречивая репутация. Группа была приглашена для участия в телевизионной программе " Музыкальный ринг". В этой программе зрители в студии могут задавать вопросы приглашенным артистам. ­ Участники группы " Форум" оказались под обстрелом из язвительных замечаний и вопросов со стороны присутствующих. ­­ Один из упреков заключался в том, что группа пропагандировала " примитивное представление о человеке" в своих текстах и музыке. ­ (Это, конечно, относилось к тем песням " Форума", в которых свободно пелось о сексе. ) Кроме того, аудитория студии придерживалась мнения, что известные люди должны " быть на голову выше толпы и подавать хороший пример". Фанаты " Форума", присутствовавшие в студии, полностью погрузились в это словесное побоище. ­ В качестве примера того, как можно сделать по-другому, руководство программы противопоставило предполагаемому негативу " Форума" жизнерадостность и позитив фолк-группы с веселым названием " Яблоко". ­­­ Ответственный телевизионный руководитель хотел добиться того, чтобы " каждый увидел, кто чего стоит". После эфира он с удовлетворением отметил, что популярность " Форума" " мягко говоря, не возросла". ­ Этот представитель власти является ярким примером того, как многие люди относятся к поп-музыке: Невозможно представить себе жизнь без этого явления, но его принятие — для многих совершенно другое дело. ­­­ Например, этот телеобозреватель считает: " Фанатичное увлечение роком может, как мы знаем, привести к печальным последствиям, потому что оно ведет к бездумной трате времени и пронизывает молодежную среду дурным вкусом, невоздержанностью и агрессией". ­ Похоже, что Советский Союз переживает свой вариант " разрыва поколений 1960-х годов", если можно сказать, что эта цитата отражает мнение многих представителей старшего поколения. ­­

В этом свете неудивительно, что группа " Форум", несмотря на свою популярность, практически не появлялась на телевидении. ­­­ То, что звукозаписывающая компания " Мелодия" не спешит распространять записи этой группы в большом количестве, также не кажется странным в свете вышесказанного.

" Форуму" также потребовалось много времени, чтобы получить разрешение на выступления за рубежом, на которые его приглашали. ­­­­

Это дает понять, что поп-музыка в Советском Союзе — это живое зрелище. Эта живость и подвижность создает новые проблемы для властей, к которым они, конечно, еще не все готовы. ­­ С одной стороны, наблюдается принятие поп-музыки, особенно если она не вызывает споров, как, например, в случае Стаса Намина, который с готовностью принимает определенные ограничения, о чем свидетельствует его замечание: " Здесь нельзя петь всякую гадость. ­­­ Можно спеть: " Let’s spend the night together", но на этом лучше остановиться. У меня нет с этим проблем. "

С другой стороны, полемика вокруг таких групп, как " Форум", показывает, где сейчас многие проводят черту. ­­­ Что касается темы секса, то она, очевидно, выражается в " Let’s spend the night together", когда имеется в виду, словами западной поп-звезды Джорджа Майкла, " I want your sex".

Наконец, следует помнить, что хорошая поп-музыка живет за счет противоречий, и что полное согласие между старым и молодым поколением по поводу содержания и формы поп-музыки приводит лишь к появлению такой низкопробной музыки, от которой Нидерланды ежедневно страдают с подачи Hilversum 3. ­­­­ В этом смысле, возможно, в Советском Союзе есть еще нераскрытые возможности и перспективы. ­­­

 

На фото:  Группа " Браво", одна из участниц фестиваля " Рок-панорама".

 

           Противоречивая группа " Форум".

 

          Сергей Рогожин: солист группы " Форум".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.