Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Глава «Наталья Савишна», «Детство». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста».



 

Урок № 36

7аот 02. 02.

7бот02. 02.

7вот02. 02.

Тема: «Глава «Наталья Савишна», «Детство». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста».

Цель урока: продолжитьзнакомство с великим писателем, анализ главы «Наталья Савишна», «Детство».

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

метапредметные:

развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств

личностные:

привить морально – нравственные качества: доброту,

честность, милосердие.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: слово учителя, индивидуальная работа, коллективная работа.

Технология: исследовательско - информационная.

Оборудование: видеохроника.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.                Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверить наличие подготовленных сообщений о самом ярком моменте детства.

Демонстрация работ.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание.

«Узнай героя по портрету».

1) «Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…2»(Отец Николеньки).

2) «Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел…» (Карл Иванович).

3) «… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от мен». (Маман).

– А о ком эти слова?

4) «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка! » (О Наталье Савишне. )

Определяют героя по портретной зарисовке.
  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – «Наталья Савишна».

- Почему целую главу?

- Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика?

Оформление тетради.

 

  1. Работа над темой урока.

Повторное прочтение главы и её анализ.

Беседа по тексту главы «Наталья Савишна».

– Кто же такая Наталья Савишна?

Ø простая крепостная женщина,

Ø дворовая прислуга,

Ø крепостная крестьянка,

Ø няня матушки Николеньки,

Ø экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства. )

Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени.

Запишем :

Читают, анализируют, делают выводы.

 

 

Запись схемы.

– Почему меняется имя? (Растет уважение. )

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”. )

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь. )

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”. )

– А Наталья Савишна? (Портрета нет. )

– Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке. )

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась. )

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ. )

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест. )

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне. )

– Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”. )

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других. )

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать. )

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную. )

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать. )

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке. )

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье. )

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны?

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем… (1-2 учащихся)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1, 5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”. )

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

Случай со скатертью

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына. )

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживании?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”.

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи. )

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения. )

– За что стало стыдно? ( Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной. )

– Снисходителен или беспощаден к себе Николенька?

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка. )

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:  Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. )

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью. )

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте. )

– Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к сегодняшнему уроку?

Чтение и анализ главы «Детство».

Охарактеризуйте, каким было детство у Николеньки.

- О чём задумывается Толстой в повести? (зачитать последний абзац).

Анализируют, делают выводы, отвечают на поставленные вопросы.

 

Запись схемы.

 

Запись определения.

 

Определяют строки эпиграфа.

Выбирают из текста.

 

  1. Физминутка

Просмотр видеоролика «Музей Ясная Поляна». (Современный фильм (2 часть).

Релаксация.

7. Рефлексия.

Ø Я узнал(а) много нового.

Ø Мне это пригодится в жизни.

Ø На уроке было над чем подумать.

Ø На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

Ø На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание.

Составить 10 вопросов к повести «Детство».                                             Сообщение на тему «Чехов в Крыму».

Запись в дневник.

                       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.