– Почему меняется имя? (Растет уважение. )
– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”. )
– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь. )
– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”. )
– А Наталья Савишна? (Портрета нет. )
– Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке. )
– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась. )
– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ. )
– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест. )
– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне. )
– Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”. )
– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других. )
– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать. )
– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную. )
– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать. )
– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).
– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?
– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке. )
– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье. )
– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны?
– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)
– Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем… (1-2 учащихся)
– Как характеризуют Николеньку его мечты?
– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1, 5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”. )
– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?
Случай со скатертью
– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына. )
– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживании?
– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.
Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”.
– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи. )
– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения. )
– За что стало стыдно? ( Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной. )
– Снисходителен или беспощаден к себе Николенька?
– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка. )
– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать: Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. )
– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью. )
– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).
– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте. )
– Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к сегодняшнему уроку?
Чтение и анализ главы «Детство».
Охарактеризуйте, каким было детство у Николеньки.
- О чём задумывается Толстой в повести? (зачитать последний абзац).
|