Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»



Много лет Б. Пастернак вынашивал замысел романа, осмысляющего эпоху, в которую довелось ему жить. В романе «Доктор Живаго» история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается творческий человек. Стихи главного героя Юрия Живаго выделены в произведении в особую часть. Перед нами книга в книге. Она открывается стихотворением о Гамлете. Само название этого стихотворения и заданная в нем ситуация — осмыслить то, что происходит — говорит о том, что перед нами внутренний монолог героя, пытающегося определить характер собственной эпохи. Как известно, шекспировский герой рассуждал о времени и о себе, и такая же аналогия угадывается в стихотворении Юрия Живаго. Оно представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Автор воссоздает все атрибуты сцены. На героя «наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Слова «роль», «драма», «замысел» также заставляют вспомнить высказывание Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». И потому ситуация театра и актера переосмысляется как ситуация мира вообще и человека в нем. А слова «Я люблю твой замысел упрямый» относятся не только к режиссеру драмы, но и к Создателю того мира, в котором каждый выбирает свой путь.

По глубокому убеждению поэта, человек должен быть достоин своей роли, своего предназначения в этом мире. «Жизнь прожить — не поле перейти», — говорит он. А, по всей видимости, прожить жизнь достойно будет не просто. В первом стихотворении книги уже ощущаются трагические предчувствия, мучающие героя. Строки «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси», «Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь» явно соотносятся с отношением поэта к происходящим вокруг него событиям.

Стихи из тетради Юрия Живаго — это стихи о самом дорогом, о сокровенном. Герой романа в памяти своей хранит свечу, которая горела за окном дома, где жила та, которую он встретил и полюбил. В стихотворении «Зимняя ночь» свеча становится точкой притяжения для человеческой души:

Мело, мело, по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

В образах снежной мглы, метели, которая заметает мир, явно угадывается перекличка с поэмой Блока «Двенадцать». Но у Юрия Живаго есть то, что освещает путь человека, идущего в снежной мгле. Свеча становится единственным и вечным источником света в тот час, когда метет по всей земле. В этой свече воедино собрано все: она символ любви, символ цели, к которой стремится человек, символ самой жизни.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит о том, что свеча символизирует веру. Она светит так же, как вера освещает путь людям. У Пастернака свеча — это символ всего того доброго и хорошего, что есть в душах людей. Но свеча — это и внешний свет, который помогает людям видеть и находить добро, а также освещает все их поступки и дела.

Книга Юрия Живаго завершается стихотворением «Гефсиманский сад», название которого сразу же настраивает на библейское восприятие. В нем звучит важная мысль о том, что «спор нельзя решать железом». В этих словах Христа, по сути, выражается оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в окружающем мире. Нельзя мечом установить историческую правду — вот вывод и героя романа, и самого Пастернака.

В этом же стихотворении ясно выражена тема добровольного пожертвования во имя искупления человеческих страданий:

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Здесь же появляется и мотив бессмертия, характерный для многих стихотворений Пастернака:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Таким образом, книга Юрия Живаго открывается темой предстоящих страданий и осознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного принятия искупительной жертвы. В стихах, завершающих роман, проявился философский склад поэтического дарования Пастернака. Поэт стремится осмыслить жизнь и все больше убеждается в том, что она может быть построена на основах добра, любви и красоты. И чем труднее то время, в которое довелось тебе жить, тем нужнее эти нравственные основы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.