Ход занятия.
Тема: Осень золотая. Листопад. Причины листопада
Цель: Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи: - сформировать умение опытным путем сделать вывод о наличии зеленого, желтого, красного вещества в листьях. - закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. - сформировать умение определять зависимость полета падающего листа от его величины и формы. - развивать внимание, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Обучение дистанционное
Ход занятия.
Вводная часть: Рук. Кр.: - Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы с вами будем сегодня говорить. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года … (Дети: осенью зовется) Рук. Кр.: - А какие осенние месяцы вы знаете? Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь) -А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой) -Сейчас какая осень? (поздняя) -Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)
Рук. Кр.: - Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, «грязником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Рук. Кр.: - Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные) - А какие приметы осени вы знаете? Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее. Рук. Кр.: - А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Я часто думаю, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ученые про это знают много. Рук. Кр.: - Ребята, а вы знаете кто такие ученые? (Дети: это человек, который исследует, изучает объект и делает открытие). Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными. Вы хотите? Мы с вами будем заниматься изучением растительного мира и работать мы будем с вами в лаборатории. Многие ученые считают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают - А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете. Рук. кр.: - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории) Рук. кр.: - А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают деревья, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос: Рук. кр.: - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) - Давайте рассмотрим. Чтобы лучше рассмотреть лист, что нам понадобится для наших исследований? (Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Ответы детей). Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Физминутка «Дует ветер нам в лицо» Проблемный вопрос:
Рук. кр.: - Вы сказали про листопад. А почему листья падают осенью? Почему они не падают весной, летом, а осенью падают?
Исследование №1 «Строения листа с помощью лупы».
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод детей: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Исследование №2 «Почему осенью желтеют листья? »
В листьях находятся невидимые нашему глазу зелёные вещества, только они существуют в том случае, если есть солнце. Зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зеленые зернышки тают, и лист начинает менять свой окрас.
Вывод детей: Листья меняют свой окрас, потому что не хватает солнечного света.
Исследование №3 «Почему осенью опадают листья? »
Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают? » Рук. кр.: - А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Опыт «Почему лист зеленый? » Рук. кр.: - - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? -Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна). Рук. кр.: - - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Хлорофилл вырабатывается в листьях под воздействием солнечных лучей. Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Опыт «Почему лист зеленый? » Рук. кр.: - Возьмите желтый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились желтые пятна).
Опыт «Почему лист красный? »
Рук. кр.: - Возьмите красный листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились красные пятна). Рук. кр.: - Продолжаем быть учеными. Разделитесь на 3 группы, чтобы в каждой группе было одинаковое количество детей. Перед вами на столах стоит 3 микроскопа. У первого микроскопа на стеклышке лежит часть зеленого листочка, у второго- часть желтого листочка, у третьего -часть красного листочка. Поочередно подходим к микроскопу и смотрим, каким цветом окрашены клеточки листочка, потом меняемся местами
Рук. кр.: - Садимся на места и продолжаем дальше работать Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья, падают быстрее и больше кружатся). Сопротивление воздуха у больших листьев больше, поэтому они и падают медленнее, а у мелких листьев сопротивление к встречному воздуху меньше, поэтому они падают быстрее. Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы Мы с вами предполагали, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Рук. кр.: - Сегодня ребята, мы можем на ученом совете подвести итог нашего исследования. -Из каких частей состоит лист? -Почему листья зелёные? -Почему листья меняют свою окраску и опадают? -Как листья опадают? Рук. кр.: - Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопаде». Мне понравились ваши ответы, за это я хочу вам выдать сертификаты и присвоить Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: Рук. кр.: - А Вам понравилось быть учеными? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Мы с вами еще не раз будем учеными, будем проводить разные исследования в нашей лаборатории
. Дидактическая игра «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Насекомые осенью- прячутся, исчезают.
Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Итог занятия : Что такое природа, как она меняется осенью, как меняется жизнь животных, птиц и насекомых осенью?
Рук. кр.: - Будете идти домой из садика и понаблюдайте, на каких деревьях уже окрашены листочки и каким цветом.
|