|
|||
Молдавская ССР ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В 1942 году он написал симфоническую сюиту «Молдавия», в 1943—44 гг. — «Дойну» для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в 1943 — «Поэму о Днестре», посвящённую борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова «Хора победы» и «Несём на знамёнах победу». В жанре патриотической песни работали Давид Григорьевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие. После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создаёт кантаты «Штефан Великий» (1945), «Бессарабцы» (1947), «Юбилейная» (1949), ораторию «Песнь возрождения» (1951). Евгений Кока создаёт струнные квартеты, симфоническую поэму «Кодрул» (1948), ораторию «Песнь о Котовском» (1950), композицию «Новая Дойна» для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, В. Л. Поляков, А. П. Люксембург, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, М. Ш. Фишман, А. Б. Муляр, А. П. Люксембург, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства. Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Известность приобрела молдавская историко-легендарная опера «Грозован» (1956) Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда «Аурелия» (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. Стырчи «Сердце Домники» (1960) повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Э. Л. Лазарев создаёт оперы «Клоп» (1963) по пьесе Владимира Маяковского, «Революцией призванный» (1970), «Дракон» (1976) по сказке Евгения Шварца, радиоперу «Голуби в косую линейку» (1976). Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974). Более 50 оперных и балетных постановок осуществил дирижёр и художественный руководитель Национальной Оперы в 1983—2003 гг. Александр Самуил. В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат. Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай». Молдавию посещали такие выдающиеся музыкальные деятели, как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Святослав Рихтер и другие. Современная Молдавия Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для неё характерно использование таких народных музыкальных инструментов как най, флуер и др. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления — джаз, рок и метал. В стране и за её пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы «Zdob ş i Zdub» и «Гындул Мыцей», а также поп-певцы Аура, Рики Артезиану, группа O-Zone и др. Клеопатра Стратан — дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трёх лет. В последние годы Молдавия участвует в конкурсе песни «Евровидение». В 2005 и 2011 годах за Молдавию выступала группа «Zdob ş i Zdub», в 2006 — Наталия Гордиенко и Арсениум, в 2007 — Наталья Барбу, в 2008 — Джета Бурлаку[3]. В Кишинёве каждый год проходит международный фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieş u»). Фестиваль проводится с начала 1990-х гг. и его организатором является известная молдавская оперная певица — Мария Биешу. Ежегодно лучшие оперные певцы, солисты балета, дирижёры, из России, с Украины, из Болгарии, Италии, Франции, Австрии, США и других стран приезжают в Кишинёв, чтобы участвовать в этом фестивале[4]. С 2002 года каждый сентябрь в городе проводится фестиваль «Ethno-Jazz», на котором выступают джазовые коллективы из Молдавии, России, Израиля, Польши, Германии, Индии и других стран[5]. «Zdob ş i Zdub» на фестивале «Старый мельник» В 2004 году состоялся первый рок-фестиваль «Старый мельник» и с тех пор стал ежегодным событием. Фестиваль организуется пивными компаниями Молдавии и России. На фестиваль приглашаются рок-коллективы из России и Молдавии, в их числе «Ва-БанкЪ», «Сплин», «Браво», «Ногу Свело», «Пилот», «Ночные снайперы», «Конец фильма» и другие. В 2006 году фестиваль посетило около 40 тысяч человек, что в два раза больше, чем в прошлом[6]. В 2008 году Министерство культуры Молдавии запретило артистам пользоваться фонограммой на официальных концертах, проводимых на государственные деньги. Организаторы коммерческих концертов в случае использования фонограммы обязаны сообщать об этом в афишах мероприятий[7]. Каждую весну во многих городах Молдавии проходит международный музыкальный фестиваль «Мэрцишор», на котором с концертами выступают исполнители и ансамбли лёгкой и народной музыки, оперетты, вокально-инструментальные и джазовые коллективы[8]. Народная музыка В молдавской народной музыке наиболее распространены семиступенные лады (дорийский, ионийский, лидийский, миксолидийский, фригийский, эолийский) с интервальной организацией между соседними ступенями в целый тон и полутон. Также встречаются лады, которые включают один или два полуторатоновых интервала, и уменьшённый лад. Молдавская музыка в основном диатонична. В инструментальной музыке встречаются хроматизмы. Важное место в молдавском народном творчестве занимают колинды, где преобладают архаичные ладовые структуры. Музыка колинд, наряду с танцевальной музыкой, имеет древнее происхождение, восходящее к эпохе синкретизма. Особенностью молдавской музыки является ладовая переменность. Наиболее распространён мажоро-минор, чуть менее миноро-мажор. Если при мажоро-миноре произведение обычно начинается в мажоре и кончается в миноре, то при минорно-мажорной системе в мажор представляет собой временное отклонение от основной тональности, когда произведение начинается и заканчивается в миноре. Присутствуют в молдавской музыке и такие формы, как бочет (причитание) и городской романс, пришедший в Молдавию в конце XVIII века. Богато народное творчество и инструментальными мелодиями, которые выполняют функцию сопровождения к танцу, а зачастую являются и самостоятельными художественными произведениями. К духовым инструментам, используемым для исполнения народной музыки, относятся бучум, кавал, най, тарагот, тришка, вентильный тромбон, труба, чимпой, флуер; к струнным — виолончель, кобза, контрабас, скрипка, цимбалы; к ударным — барабан. В прошлом были распространены бухай, дайря, дрымба, лэута, сурла, трымбица, тумбелик. В советское время становятся популярными ансамбли «Мэрцишор», «Кодру», «Чобэнаш», «Чокырлия» и Валентина Кожокару, Сергей Лункевич, Константин Москович, Николае Сулак, Тамара Чебан. Народные песни исполняют также София Ротару и Надежда Чепрага. Среди современных исполнителей народной музыки следует выделить Василия и Виталия Адваховых, Дойну Арсене, Арсения Ботнару, Сергея Бэлуцела, Валентина Голомоза, Зинаиду Жуля, Василе Иову[источник не указан 2270 дней]. С 2005 года во многих населённых пунктах Молдавии работает радио «Норок» («Noroc»), транслирующее народную музыку[9]. Танцы Особое место занимает молдавская танцевальная музыка — живая, динамичная и зажигательная. Народные танцы в Молдавии являются неотъемлемым атрибутом любого праздника, свадьбы, кумэтрии. Название популярного танца жок даже стало обозначением массового народного гулянья. Среди распространённых танцев следует отметить булгэряску и молдовеняску с музыкальным размером 2/4 со счётом на 2, в композиционной структуре которого преобладает форма рондо (запев — припев), и хороводные сырбу, оляндру и хору. Музыкальные формы народных танцев можно встретить в произведениях современных молдавских поп- и рок-артистов. Дмитрий Кантемир в своём «Описании Молдавии» (1714) писал[10]: " У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, ибо танцуют они не по двое или по четверо, как у французов и поляков, но в танцах принимают участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд, причём танцуют больше на свадьбах. Когда все, взявшись за руки, пляшут в кругу, двигаясь мерным и стройным шагом справа налево, то такой танец называется хора (Chora). Когда же, встав в длинный ряд и взяв друг друга за руки [159] так, чтобы края ряда оставались свободными, идут кругом с различными поворотами, то такой танец обычно называется польским словом данц(Dancz). На свадьбах, перед тем как пастырь благословит брачующихся, торжественно танцуют во дворе и на улице в два ряда — один состоит из женщин, другой — из мужчин. Во главе каждого ряда стоит выборный вожак, человек пожилой и уважаемый, который держит в руке посох, окрашенный в золотой или другой цвет, конец которого повязан платком фригийской работы. При первом движении вперёд один вожак ведёт танцующих справа налево, а другой — слева направо так, чтобы ряды были обращены лицом друг к другу. Затем — в обратном порядке, повернувшись спинами друг к другу. Наконец, каждый ряд кружится в замысловатых поворотах и, чтобы не спутаться, так медленно, что едва можно заметить их движение. В каждом ряду танцующие занимают места согласно степени своего достоинства. Жены и дочери бояр занимают места соответственно положению своих мужей и отцов, но первое место всегда занимает вожак танца, второе — дружка, третье — жених. Такое же место в ряду женщин занимают дружка и невеста, хотя бы по своему положению они были гораздо ниже. После венчания оба ряда перемешиваются так, что женатый держит руку своей жены а неженатый — руку девушки, равной ему по положению, и так кружатся и вертятся в кругу. Иногда танец движется в виде треугольника, или в виде четырёхугольника, или в виде овала, или в виде другой неправильной фигуры в зависимости от желания и искусства вожака. Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник — примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей…
|
|||
|