Редакция. Джоанна Келлог
Редакция
1 Юнг К. -Г. Тэвистокские лекции. – Киев, 1995. С. 186.
Передача знаний и опыта другим порой столь же болезненна, как и роды. Несмотря на опасения по поводу того, как другие распорядятся твоим «детищем», оно должно появиться на свет и стать достоянием других. Мы верим в мудрость разделенного знания и не пытаемся сохранить его в руках узкого круга «избранных». Надеемся на ответственное отношение к психологическим знаниям и опыту искусства и веры в то, что другие будут с пониманием и тактом пользоваться предложенным тобой инструментом.
Джоанна Келлог
В основе данной разработки лежат Карточный тест мандал и cтатьи Дж. Келлог, американской художницы, психолога, арт-терапевта; Альбом готовых мандал немецкого арт-терапевта Александра Цайри, а также личные наблюдения за детьми и подростками.
Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.
Мы подобрали готовые мандалы, соответствующие тем или иным стадиям, которые разработала Дж. Келлог. Более подробно с данной информацией вы можете познакомиться в книге под ред. А. И. Копытина «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».
Самостоятельное внесение каких-либо изменений или дополнений в готовые рисунки мандал может приводить к смешению нескольких стадий, что ведет к необходимости дополнительного учета подобной информации.
Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы
1. Психолог показывает ребенку весь набор мандал.
2. Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. в случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.
3. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
4. Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).
5. Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
6. Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.
7. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
8. После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.
9. Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате:
— психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
— ребенок должен дать название своей мандале;
— психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов и т. д. ).
10. Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребенком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребенок, и вероятной фиксации психологических изменений ребенка.
|
|