Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда.
МКДОУ «Детский сад «Рябинка»
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда.
Учитель-логопед: Леонтьева Е. Н.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
На логопедических занятиях используются следующие виды гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Чтобы заинтересовать ребенка в процессе многократного повторения артикуляционных упражнений использую:
· артикуляционные сказки: «Веселый язычок», «В гостях у Лунтика и его друзей», «Зоопарк», «Веселая прогулка», «Приключения язычка» и др.;
2. Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей. «Футбол». Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. «Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок. «Бабочка». Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку: Бабочка - коробочка, полети на облачко, Там твои детки — на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. «Задуй свечу». Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков. «Гудок паровоза». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» произнося звук «У». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению. «Царство ветров». Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий), пропевают звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции. Звук У – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).
Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно). Звук А – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается. Звук О – западный, оттуда, где солнышко ложится спать. Звук затухающий от сильного к слабому.
3. Пальчиковая гимнастика.
· Способствует овладению навыками мелкой моторики;
· Помогает развивать речь ребенка;
· Повышает работоспособность коры головного мозга;
· Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
· Снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны: - пальчиковые игры с мелкими предметами; - пальчиковые игры со скороговорками; - пальчиковые игры со стихами; - пальчиковая гимнастика; - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; - пальчиковый алфавит; - пальчиковый театр; - театр теней.
|