Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Хаос» и «Маскарад»



После «электронных вещей» и «темы Луны», которую художник воплотил всесторонне, Август Ланин приступил к разгадке вечных вопросов синтеза таких субстанций как плотская органика и духовное естество человека. Для этого втор прибегал к такому приёму, как «симфонизация». Думаю, только так, по его мнению, можно было охватить неоднородную тематику человеческого бытия. Сравнение его картин с симфонией — музыкальным произведением для большого оркестра смешанного состава — как мне кажется, наиболее полно реализуется в его работах «Хаос» (1976) и «Маскарад» (1978). Невозможно не заметить, что эти картины, написанные в один период, балансируют между гармонией и какофонией и стремятся воздействовать на эмоциональную сферу восприятия. И «Хаос» и «Маскарад» — олицетворяют «управляемый хаос», поиск порядка и смысла в дисгармонии жизни.

Картина «Хаос» изображает дикую смесь изломанных обнажённых людей (возможно, только женщин) и лошадей, против воли стремящихся в воронку вечности. В целом, эта фантазия очень напоминает иллюстрацию к словам М. Ю. Лермонтова «Смешались в кучу кони, люди». Удивительно, что изображение трагически изуродованных силуэтов соседствует с гармоничными, как бы парящими в невесомости. Тем самым, рождая мысль о соседстве «гармонии» и «дисгармонии». Кстати, «соседство» этих стихий на картине буквально: человеческие и животные силуэты соприкасаются на картине (часто болезненно и фатально), не в силах противиться естественному притяжению и задевая друг друга физически и духовно. Симфоническую природу картины подчёркивает неоднородность цвета — в картине соседствуют жёлтый, красный, зелёный и голубой оттенки.

Картина «Маскарад» выглядит не столь драматично и однозначно. В ней не ощущается такого сильного присутствия рока и неизбежной судьбы, как в «Хаосе». Что примечательно, с предыдущей картиной её роднит обнажённость силуэтов, но теперь художник уделяет меньше внимания расположению в пространстве силуэтов, а концентрируется на проработки лиц, точнее «масок», с которыми срастаются герои картины «Маскарад». Социальный подтекст «Маскарада» очевиден. При обнажённости ничего не таящей натуры, люди скрывают своё истинное нутро за второй кожей «масок». Для них нет ничего противоестественного в том, чтобы выставить напоказ плоть, но они не готовы открыть свою душу. Кроме мотива двойственности человеческой натуры и очевидного плотского контекста, здесь снова можно увидеть соседство «гармонии» и «дисгармонии». Несмотря на добровольную вовлеченность всех объектов в «игру», их следования негласным правилам, невозможно не отметить «уродство», развращённость и пресыщенность «безглазых» лиц/масок и сдерживаемую порочную энергию, выраженную в расположении безликих силуэтов.

Очевидно, что Август Ланин пытался усмотреть гармонию в хаосе и дисгармонию в привычном ходе вещей, олицетворяющие не только биполярный ход мироздания, но и человеческую суть.

Елизавета Чайкина, 4 курс ФЖ, группа 16828



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.