|
|||
Симфоническая музыка. В. Калинников симфония №1. Картинная галерея.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Симфоническая музыка. В. Калинников симфония №1. Картинная галерея.
Художественное название урока: «Исповедь души человека» Цель: Познакомить с творческим портретом русского композитора В. Калинникова. Задачи: · Понимать значение терминов: симфония, сонатная форма, сонатное аллегро. · Формировать понимание о закономерности в музыкальной драматургии, логике развития, особенностях воплощения музыкальных образов. · Учить проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. · Развивать вокально-хоровые навыки, слуховой самоконтроль. · Воспитывать инициативные отношения к предлагаемым заданиям; · Способствовать становлению позитивного отношения к искусству.
Планируемые результаты. Предметные: Познакомятся с понятием симфония; с особенностями строения симфонии, углубят знания о музыкальном жанре симфония. Научатся: называть полные имена композиторов; хорошо разбираться в особенностях симфонии; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ. Музыкальный материал: В. Калинников. Симфония №1 учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка». 7 класс, презентация «Симфония Калинникова»
Ход урока.
-Скажите, а может ли музыкальное произведение, так же как живопись нарисовать портрет человека? - Вы правы. Вот и мы сегодня попробуем «услышать» портрет человека, чья судьба была трагична и при этом его музыка – светлый гимн жизни! - Как вы думаете, какой жанр музыки может ярче и разносторонней раскрыть нашу тему? - Да, конечно. Лучше всего нам в этом поможет крупная форма музыки. Вспомните какие жанры музыки написаны в такой форме? - Правильно – сонаты, сюиты, симфонии. Мы с вами знакомы с разными жанрами светской музыкой, в том числе и с симфонией. Давайте вспомним об основных музыкальных характеристиках этого жанра. - Что означает слово симфония? - К какому виду музыки относится этот жанр? - С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию? Симфония – это греческое слово, означает созвучие. Исполняет симфонию симфонический оркестр, значит это инструментальный вид музыки. Симфонию можно сравнить с романом или драмой. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в ее особенностях. В этом нам поможет еще одно прекрасное произведение этого жанра. - Как Бетховен из своих страданий выковал радость и подарил ее людям, так и Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни. - Мы сейчас с вами послушаем I часть симфонии. вопросы 1)Почему основные мелодии называют «жизнью, смыслом, сущностью» симфонии? 2)Какие образы созданы композитором? 3)Какими чертами наделил автор главного героя своего произведения? 4)Как это выражается в музыке? 5)Какие чувства вызвала эта музыка? Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная мелодия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка, которая вносит в развитие образов элемент драматизма, напряженности. В репризе утверждается оптимизм. Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
|
|||
|