Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Биография




Ге́ рбертМа́ ршаллМаклю́ эн
21 июля 1911 — 31 декабря 1980, — канадский культуролог, философ, филолог и литературный критик. Получил широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции «глобальной деревни», «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам»[2]). Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон, Канада, в протестантской семье. Его родители, Элси Наоми (англ. ElsieNaomi) и Герберт Эрнст (англ. HerbertErnest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег. В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в Университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе. Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл Кембриджского университета (Англия). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента[6]. В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей[7]. В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (ThePlaceofThomasNashintheLearningofhisTime)[8]. После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944—1946 годах преподает в Колледже Успения (AssumptionCollege) в городе Виндзор, провинция Онтарио. Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Маклюэна. Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг[9]. Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом( Гарольд Адамс Иннис — канадский экономистисследователь культуры и формирующей роли средств коммуникации. ) (HaroldInnis). Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана[10].

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

 


 

Основные работы

 

Маршалл Маклюэн является автором значительного количества статей и книг, многие из которых написаны в соавторстве. Среди  его основных работ, следует выделить следующие: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951), «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре),

 

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклюэна претерпели эволюцию. Если на ранних этапах деятельности его можно отнести к «традиционным» литературоведам, которые подвергают критике современное общество, ставя ему в вину упадок интереса к классической литературе, пассивность масс, технологическое манипулирование их сознанием и т. п., то в дальнейшем критический пафос исчез. Начиная с 1950-х годов Маклюэн «предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах, а не с точки зрения классической традиционной культуры. Культуре было дано определение системы коммуникаций, и Маклюэн отказался от анализа интеллектуального и морального содержания культуры, то есть от качественного, ценностного подхода»[11]. При этом, Маклюэну удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Удивительным образом литературный критик стал одним из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации.

 

Механическая невеста: Фольклор индустриального человека (1951) [править | править код]

Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры.

Как и все последующие работы, первая книга Маршала Маклюэна написана в мозаичном стиле. Она состоит из множества небольших глав, которые необязательно читать последовательно. Дело в том, что «для исследования своего предмета — массовой культуры и массовой коммуникации — Маклюэн использует его язык и стиль»[12]. Основной формой подачи сообщений средствами массовой коммуникации является, по Маклюэну, мозаика, и такой же способ изложения используется им в других работах. На одной странице его сочинений можно встретить, например, цитаты из Шекспира и бульварной газеты и многое другое.

Во введении к книге Маклюэн отмечает, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных и т. п. Все они изо дня в день создают в массовом сознании ощущение неполноты понимания происходящего. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания «престижной» формы массового потребления. Задача Маклюэна в этой книге сводится к показу скрытых форм воздействия на массовое сознание в различных формах массовой коммуникации: рекламе, телевизионных передачах, кино и т. п. [13].

 

 

Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего (1962)[править | править код]

Книга «Галактика Гутенберга» получила премию правительства Канады и сделала имя Маклюэна очень известным в среде научной общественности[15]. В этой книге Маклюэн даёт ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. Во многом эту работу следует рассматривать как продолжение исследований Гарольда Инниса. Согласно Маршаллу Маклюэну, Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций. „Галактику Гутенберга“ можно понять как подстрочный комментарий к работе Инниса»[16].

 

 

Этапы развития цивилизации по Маклюэну [править | править код]

· дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

· письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;

· современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства[17].

 

 

Понимание Медиа: Внешние расширения человека (1964)[править | править код]

Основная статья: Понимание Медиа (Маклюэн)

Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания (контента). Основная идея заключается в том, что средство коммуникации влияет на человека и общество само по себе.

 

Война и мир в глобальной деревне (1968)[править | править код]

Война и мир в глобальной деревне Маршалла Маклюэна и Квентина Фиоре — это коллаж изображений и текста, который иллюстрирует влияние электронных средств массовой информации и новых технологий на человека.

В книге «Война и мир в глобальной деревне» М. Маклюэн выдвигает тезис, согласно которому появление новых технологий изменяет сенсорное восприятие человеком окружающей среды, разрушая его самоидентификацию и вынуждая к адаптации и видению мира в «зеркале заднего вида». Автор называет такой процесс перехода от одного сенсорного восприятия к другому само-ампутацией, которая вызывает боль и культурную хандру. Он сравнивает нивелируемые технологиями сенсорные способности с ампутированным органом, который продолжает вызывать фантомные боли. Так, технология становится продолжением человеческого тела и его нервной системы.

Согласно автору, попытки восстановить утраченную самоидентификацию приводят к войнам, в то время как любая война стимулирует новые технические разработки, которые оказываются внедренными в среду и провоцируют новую утрату самоидентификации.

Человек не способен осознавать сотворенную им среду, пока он в ней находится, так как он подобен рыбе в воде, не способной ничего знать о воде из-за отсутствия анти-среды. Откуда следует, что прежняя среда становится зримой только тогда, когда ее уже сменила новая технология.

 

«абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам»[2]).

 

 

(((Работы Маршалла Маклюэна продолжают оказывать значительное разностороннее влияние на науку, культуру, философию. В кинематографе следы его идей отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме «Видеодром». )))

 

Теория глобальной деревни

термин, введённый Маршаллом Маклюэном в его книгах «Галактика Гутенберга.

для понимания положения, сложившегося на планете с появлением электричества как средства мгновенной связи и производных от него электронных средств коммуникации: Маклюэн показывает, как в результате Земной шар «сжался» до размеров «деревни» (наступило время имплозии), стала в принципе возможной мгновенная интерактивная передача сообщений из любой точки мира в любые другие и в этой связи стали появляться всё более качественные программные продукты. Вводит выражение что Глобальная деревня «абсолютно обеспечивает несогласие по всем вопросам». (свобода мнений). Скорее всего термин глобальная деревня был позаимствован у Джеймса Джойсалибо у Перси Уиндэма Льюиса. (сходные мысли).

Маршалл Маклюэн считал, что «тип общества определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи этой информации»[3] В истории цивилизации М. Маклюэн выделил три этапа:

1. первобытная. дописьменная культура (восприятие и понимание окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации);

2. культура письменно-печатная, почитание книжной культуры (завершается формированием «Галактики Гутенберга» — своеобразной эпохой индивидуализма, национализма и промышленных революций);

3. современный этап, электронное общество (термин введен М. Маклюэном в 1962 году), отходящий от книжной культуры в сторону электронных средств коммуникации («глобальная деревня», в которой посредством электронных средств коммуникации задается многомерное понимание мира, в основном, по принципу одновременности)[4].

 

в «Гутенберговой галактике» Маклюэн метафорически показывает, что с использованием электронных средств коммуникации происходит " сжатие" мира (имплозия) до размеров как бы деревни.

 

Термин «глобальная деревня», соответственно, используется как метафора для понимания и интернета как " Всемирной паутины". " Всемирная паутина" делает расстояние между пользователями физически несущественным, и время здесь воспринимается не линейно-последовательно, а как то, что также дано всё сразу, то есть по принципу одновременности.

 

Житель «глобальной деревни» — " электронный человек" (понятие введено М. Маклюэном в 1962 г. )»[3], человек в условиях приоритета электронных коммуникаций.

 

В опубликованной в 1964 году книге «Понимание средств коммуникации (UnderstandingMedia)» Маклуэн вводит термин «глобальный театр» («globaltheater»). Речь идет о переходе от «человека массы», ориентированному в основном на повседневно стандартизированное потребление, к человеку, вовлеченному в требующее его личной самостоятельности повседневное производство информации. Маршалл Маклуэн наблюдал смену видов электронных средств коммуникации

Маклуэн жил в эпоху, начатую запуском первого искусственного спутника Земли, спутникового телевидения и ЭВМ 4-го поколения. Запуск Спутника 4 октября 1957 года (Маклуэн употребляет в этой связи слово Sputnik) нашел отражение в работах Маклуэна: «глобальная деревня» понимается Маклуэном как «глобальный театр» в связи с тем, что с появлением Спутника на первый план на планете Земля вышли проблемы повседневного восходящего преобразования человеческой жизни, предполагающие для своего наилучшего решения участия всех и каждого, участия всего человечества

Согласно Маклуэну, глобальная деревня «абсолютно обеспечивает максимально возможное несогласие по всем вопросам» (McLuhan: Hot& Cool. NewYork: TheNewAmericanLibrary, p. 272): электричество как основное средство коммуникации (с его скоростью около трехсот тысяч км. в секунду) упраздняет на планете практическую значимость линейно-понимаемых времени и пространства, и все на ней становится одинаково близко и непосредственно взаимосвязано. Люди – неожиданно для себя – все более основательно «втягиваются», «влезают», " вплетаются", " проникают" в жизнь друг друга.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.