Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дина Рычкова



                                                             Дина Рычкова

Одиночество

Рассказ

    –Ах, осень… осень… золотая… лучезарная… хрустальная… кра-си-ва-я… Ты самая прекрасная, приморская моя осень! Ну, какие слова мне найти, чтобы воспеть тебя, осень?! Сколько песен и стихов тебе посвятили поэты и певцы?! Нет… нет… и не будет такого человека, который смог бы полностью описать твою волшебную прелесть, осень! О-сень!..

    Эмма Фёдоровна медленно шла по городскому парку… Радовалась солнечному осеннему дню, восхищалась бездонно-синим ясным небом, удивлялась разноцветным обилиям красок нарядных осенних деревьев… Её любимый город, расположенный на множествах сопок на берегу Тихого океана, в осенний период казался ещё прекраснее, сказочнее, чудеснее! Она очень сильно любила свой город! Где бы она ни была за свою долгую жизнь, она никогда не переставала восхищаться его чарующей красотой, его волшебной притягательной силой! Её всегда тянуло сюда – на свою родную землю, к своим родным морским берегам…

    Вот дорожка вывела её на набережную. Ноги сами потянулись к воде. Голубое небо отражалось на водной глади. Миллионы солнечных зайчиков весело плескались на маленьких гребешках шаловливых волн… Какой огромной силой веяло от морской воды, и какое тихое душевное спокойствие они вдыхали в такую прекрасную погоду! Необъятная водная синь вызвала в душе пожилой женщины такую же необъятную любовь. Эмма Фёдоровна не сдержалась, подняла руки к небу, представила себя белой чайкой и громко крикнула:

    – Мо-о-ре-е! Я тебя любл-ю-ю!!!

    «Ой, что это я… как маленькая…» – опомнилась она. Торопливо оглянулась, но никому до неё не было дела… Все так же восхищались морем! Она улыбнулась, сняла босоножки и медленно пошла по песчаному берегу. Шалунишки-волны обрадовались – начали нежно ласкать женские ножки. Прибегали… убегали… временами брызгались… Пожилая женщина сама не выдерживала – ладошками поднимала водичку и кидала ввысь к солнцу. Брызги разлетались, создавая сверкающий бриллиантовый фонтанчик. Душа замирала от счастья! Женщина улыбалась… дарила солнечную радость встречающимся людям. Те тоже улыбались. И казалось, что нет на свете ничего печального, грустного… Было светло и радостно!

    Долго шла по берегу Эмма Фёдоровна. Показалось, что морская вода полностью сняла все боли в стареющих суставах… И вообще – Эмма Фёдоровна почувствовала себя молодой. Ей показалось, что она снова та юная девочка, которая каждый день бегала на морской берег выглядывать на горизонте белый корабль, на котором должен был возвращаться домой её отец – капитан этого большого корабля.

    И тут… о чудо! Действительно, на дальнем горизонте, где сливаются воедино небо и вода, показался белый корабль! У Эммы Фёдоровны остановилось дыхание. «Па-а-а-па-а-а! – крикнула её душа. – Па-а-па-а, я жду тебя! » Глаза впились в морскую даль… Сердце с нетерпением ожидало, что корабль приблизится, что с капитанского мостика папа помашет белой фуражкой, потом возьмёт её на руки и расцелует, как не раз бывало в далёком-далёком детстве…

    Но белый корабль как появился, так и уплыл за далёкий горизонт… Эмма Фёдоровна очнулась. С потухшими глазами вышла из воды. Поднялась на набережную и села на скамейку, её любимую… Часто приходит сюда Эмма Фёдоровна… Всегда одна… Сидит… думает… размышляет… вспоминает… А что ещё остаётся ей делать в своём одиночестве? Только и вспоминать!

    «Папа, ты куда постоянно уплываешь от меня? » – спрашивала маленькая дочка, сидя у папы на коленях. «Военная тайна», – загадочно тихо отвечал отец. Только потом поняла дочка смысл и значение этих слов, когда уже сама начала пропадать в военных командировках. А тогда ей казалось это сказкой.   

    Когда папа уходил в море, дочка с мамой всегда приходили на пирс провожать его. Мама почему-то всегда плакала. Отец обнимал её и говорил: «Ты живёшь у моря, и слёзы у тебя такие солёные… Я вернусь золотой осенью… ты только жди меня…» Потом поднимал доченьку выше головы и молвил: «Видишь голубой горизонт? Я вернусь оттуда. Как заметишь белый корабль, сразу помаши мне ручкой – я тебя и увижу! »

    А однажды белый корабль не вернулся в порт… не вернулся и папа… И нет до сих пор… Маленькая девочка, а потом и девушка, каждый день бегала к морю, ждала появления белого корабля на голубом горизонте… Но папа не махал белой фуражкой, поэтому золотая осень и белый корабль на горизонте всегда волнуют душу Эммы Фёдоровны, хотя сейчас уже сама очень далеко от того возраста отца.

    Без отца мама растаяла, как морская пена. Девочка осталась жить с дедушкой. Его заветной мечтой было – выучить внучку на врача. И выучил! Хотя и был инвалидом войны, он продолжал работать в порту. Одной рукой своей он доставал из шкатулки зарплату и тихонечко клал в сумочку любимой внученьки. «Дедуля, не надо, мне же стипендию дают», – отказывалась внучка. Но он был неумолим. «Я хочу, чтоб ты стала хорошим врачом и дарила жизнь людям! » – твердил дед.

    Дедушка и сам был капитаном морских кораблей. В годы Великой войны корабли Тихоокеанского флота тоже защищали Родину от фашистов. Но в сорок четвёртом году на Чёрном море корабль дедушки потопили враги. «До сих пор не верю, как тогда я остался жив…» – удивлялся сам. После госпиталя дед попал в пехоту, дошёл до самого Берлина. Там, во время одной из упорных атак, перед солдатом взорвался снаряд. Руку оторвало моментально. Потерял сознание. Очнулся от того, что кто-то его перевязывал, ставил уколы. Еле приподняв свинцовые веки, разглядел белокурую женщину… и снова – в забытье. Потом в госпитале солдаты рассказали, что его спасла немка. «Как это? » – удивлению не было предела. Как утихли взрывы, на улице появилась советская санитарная машина. Говорят, немка выбежала из подъезда и встала прямо перед машиной, что-то лопотала на своём языке. Санитары, направив на неё автомат, осторожно пошли за ней и нашли раненого солдата со жгутом на оторванной руке. «Их Эмма, их докте…» – взволнованно говорила она. «Теперь ты должен жениться на этой немке-докторше», – шутили раненые в госпитале. «Да ну вас! » – отмахивался однорукий пехотинец. Но потом, действительно, он был очень благодарен этой немке: разные, оказывается, бывают враги.

    И когда родилась внучка, он уговорил сына назвать её Эммой. А на врача уж выучил сам. Вот такая история.

    После института Эмма попала служить в военный госпиталь. Работа ей нравилась, хотя приходилось видеть иногда и ужасные ранения. Но радость вылечившихся солдат была большей радостью. Молодость есть молодость! Она влюбилась! Коллега-хирург повёл её в загс. Жили весело, дружно, без памяти любили друг друга! С детьми не спешили. Ведь в те годы дух патриотического романтизма витал повсюду! И тут как раз пришли путёвки на командировку в далёкую Анголу для оказания гуманитарной помощи. А там шла гражданская война, свирепствовала африканская чума… Почему пришла идея помогать Африке нашему правительству? – непонятно! Эмма с мужем отозвались на патриотический клич. И что? Многие наши врачи тоже не убереглись – заболели болезнью диких джунглей. Муж тоже. Привезли их в чёрных мешках. Заболела и Эмма. Но дома её сумели спасти. Горьких вестей не выдержало сердце дедушки. Эмма потеряла смысл жизни. Она осталась совсем одна… одна на всём белом свете… Жить больше не хотелось. Работать тоже. Но надо выполнять священный долг перед Родиной!

    Теперь она добровольно ездила на все «Горячие точки», никогда не пряталась от пуль. Ей очень хотелось скорее встретиться со своим единственным, любимым человеком с глазами цвета морской волны… Но судьба оберегала её, а может, и Он… Иногда она спасала жизни солдат в невыносимых условиях, оперировала при взрывах снарядов, переливала свою кровь раненым. Спасала… спасала… спасала… Иногда сдавали нервы. Её сердце разрывалось, когда прямо на операционном столе умирал раненый солдат. Тогда она не выдерживала… падала на колени… рыдала… «Зачем? Зачем? Кому нужна эта проклятая война?! » – кричала она. В такие моменты её ассистентка-медсестра быстро подносила к носу ватку с нашатыркой, обнимала и шептала: «Тётя Эмма, Эмма Фёдоровна… ну, пожалуйста… успокойтесь, милая…» Врач меняла окровавленные перчатки и снова принималась за очередную операцию. И так всю жизнь! Умом она понимала: в медицинской практике есть выражение – «раны, не совместимые с жизнью». Она это понимала, видела своими глазами. Она никак не смогла бы сохранить жизнь. Но сердце не хотело понимать! Сердце её не прощало!

    Годы шли. Ближе к пенсии её уже никуда не отправляли. Как бы она ни просилась на передовую, её не отпускали. Оберегали. Теперь она работала в госпитале. Сложнейших операций хватало и тут. Потом начали приступать к операциям молодые врачи. Современные институты выпускали высоко- квалифицированных специалистов. Опытный врач была спокойна – смена идёт достойная. А потом вышла и на пенсию. Вот и ходит теперь каждый день на берег моря… радуется погоде… восхищается природой… вспоминает былые годы… Жизнь прожила достойную!

    Каждое воскресенье посещает литургию. В первую очередь ставит самую большую свечу перед Богоматерью Всецарицей Державною: просит, умоляет сберечь мир на земле, защитить жизнь российских солдат. Поимённо зажигает свечи каждому умершему на её операционном столе солдату. Затем зажигает свечи в память о своих родных. Отдельно ставит своему мужу, с которым успела прожить всего лишь около года, но сохранила верность и любовь на всю жизнь.

    Вот так и живёт теперь Эмма Фёдоровна, ветеран локальных войн, кавалер многих орденов. Живёт одна. С молодых лет живёт одна. Одинока ли? Одиночество – какое страшное слово.

    Но Эмма Фёдоровна не чувствует себя одинокой… Родных людей ей заменили солдаты. Раненые называли её мамой. Это было для неё наивысшей наградой. И сейчас, по праздникам, она получает много поздравительных звонков. Бывшие её раненые солдаты посылают ей и фотографии, теперь уже с внуками и детьми. Это тоже большая награда!

    Часто прибегают бывшие коллеги, делятся радостями, новостями… Это тоже придаёт силы.

    Нет, она не одинока! Если живёшь радостями других людей, сама даришь радость, ты не одинока! И, наверное, даже счастлива! А одиночество?.. И вообще, а что такое оно – одиночество! Говорят: «Одиночество там, где нет любви». А Эмма Фёдоровна любит! Она очень сильно любит свою родную землю, море, природу, людей! Да-да, людей! Всех!

    Иногда выходит с ней на берег её подруга-коллега. Говорит: «Ты одинока, потому что семьи нет. А я и с семьёй одинока! » Вот как понять это?

    Ольга Ивановна – очень опытный врач. Все называют её «Врачом от Бога». Все её уважают и любят! Когда проходит по госпитальным палатам, поговорит с ранеными, погладит, шутит, улыбается – раненые начинают сиять. И дома у неё идеальный порядок. А муж не считается с ней, унижает как только может. Живёт с мужем, а всю жизнь одинока, считает себя самой несчастной женщиной.

    С горем пополам вырастила троих детей. Да и тут промашка вышла: сноха попалась очень своенравная, себялюбивая. Тоже не считается с мужем. И зять такой же! У третьего как сложится?! Похоже – у детей повторяется её судьба. Сердце матери разрывается на части, плачет горькими слезами. Дети говорят ей: «Мама, не вмешивайся, мы сами знаем…» Вот опять – имеет детей, но снова одинока. Как тут быть? Как понять? Как помочь? Так что такое одиночество?

        

    Эмма Фёдоровна долго сидела на скамейке, вспоминала прожитую жизнь… Иные прохожие удивлённо посматривали на неё. Но пожилая женщина каждому дарила улыбку. Те успокаивались и уходили дальше. Улыбнулась Эмма Фёдоровна и самой себе. Показалось, даже солнышко успокоилось, улыбнулось теплее… И на берегу стало теплее, и море светлее… «Дарить людям тепло! Тогда не будет одиночества! » – сильнее застучало в висках.

                                                                      2021, ноябрь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.