![]()
|
|||||||
Церковь Иль-Джезу. Архитекторы Д.Б. да Виньола и Д. делла ПортаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Искусство Западной Европы XVII – XVIII вв. Архитектура и скульптура стиля барокко. Творчество Лоренцо Бернини Свойственная барокко грандиозность и пышность, подчеркнутая эффектность, парадность с особой силой проявилась в архитектуре. Барочные дворцы и церкви отличаются роскошью, в них значительноусилен декоративный элемент. Интерьеры украшались многоцветнойскульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширялипространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорывав открытое небо. В очертаниях фасадов, в планах построек преобладаютпричудливые, волнообразные линии. Характерны контрасты выступающихвперед и уходящих в глубину частей, овальные окна, волюты. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разныерасстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичныепозы). Родиной архитектурного барокко стал Рим. Здесь протекала деятельность Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), самого выдающегосяпредставителя итальянского барокко. Ведущий архитектор Ватикана, Бернини возглавлял все основные работы по украшению столицы. Благодаря его проектам Рим приобрел барочный облик. Шедевры Бернини: · парадная лестница Ватиканского дворца, ведущая в покои папы; Бернини искусственно усилил перспективу, уменьшив высоту колонн и промежутки между ними, а также ширину лестницы по мере ее подъема. В результате оптической иллюзии лестница кажется в полтора раза глубже, чем в действительности. · колоннада собора св. Петра и оформление площади у этого собора; · церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме. Бернини был не только архитектором, но и самым крупным скульпторомXVII века. Его знаменитые статуи – «Давид» и «Аполлон и Дафна» – поражают необычайным мастерством в передаче стремительного движения. Фигуры застыли в высшей точке напряжения: Давид, гневнозакусив губу, уже готов швырнуть камень из пращи, каждая линия теланесет заряд движения, лицо искажено яростью. Во второй работе такжезапечатлен кульминационный момент, когда Дафна начинаетпревращаться в лавр.
Наиболее ярко искусство барокко проявилось в Италии. Характерная черта стиля барокко в Италии — стремление к созданию ансамблей. Поэтому итальянские города, особенно Рим, Флоренция, Венеция, преображаются. Первые барочные постройки появились в Риме уже в конце XVI в. Это была соборная церковь ордена иезуитов — церковь Илъ-Джезу (т. е. «церковь во святое имя Иисуса»), построенная в 1575 г. ДжакомоБароццы да Виньола(1507—1573) и Джакомоделла Порта (1537—1602). Это купольная базилика, в которой вместо боковых нефов с двух сторон расположены капеллы (часовни). Интерьер храма оформлен не только колоннами и пилястрами, но и многочисленными скульптурными украшениями. Такое обилие деталей — характерный признак нового стиля. Фасад храма разделен на два горизонтальных яруса, причем верхний ярус уже нижнего и соединен с ним спиралевидными волютами. Такой облик стал типичен для многих храмов стиля барокко, получив название «иезуитский стиль». Вершина итальянского барокко — творчество Джованни Лоренцо Бернини (1598— 1680), архитектора и скульптора. Среди его работ — статуя Давида. В отличие от Донателло и Микеланджело Бернини в своем Давиде показал сам поединок с Голиафом, а не состояние героев. Значительно усложнился силуэт. Тщательно отшлифованный мрамор передает тончайшие нюансы человеческого тела, даже блеск глаз. Прекрасны другие работы мастера — скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы», фонтаны «Четыре реки» и «Тритон», его скульптурные портреты, так ярко показывающие внутренний мир, силу темперамента и энергию его моделей (портрет кардинала Шипионе, Томаса Бейкера и др. ). Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой. Скульптор воплотил мистическое видение святой Терезы, когда во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Церковь Иль-Джезу. Архитекторы Д. Б. да Виньола и Д. делла Порта Одна из первых барочных построек. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе
|
|||||||
|