Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Баргузин заехал в тупик. Разработка железнодорожного ракетного комплекса прекращена по причине его «ненужности»?. Станислав Воробьев



 


3 декабря

Баргузин заехал в тупик

Разработка железнодорожного ракетного комплекса прекращена по причине его «ненужности»?

Станислав Воробьев

На фото: подьем пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты на БЖРК (Фото: Александр Бабенко/ТАСС)

Жить в цикле новостей «завтрашнего дня» вечно не получается. Рано или поздно приходит момент, когда приходится отменять давно анонсированное и растиражированное обещание полететь на Луну или Марс, сделать ракету чудовищной мощности или удивить мир полчищами супертанков «Армата», БМП «Курганец» и БТР «Бумеранг». Это касается не только Российской Федерации, конечно. Но поскольку ее возможности весьма скромны, то ей к переносу «сроков» приходится прибегать все чаще.

Правительственная «Российская газета» 2 декабря нанесла удар по сердцам всех патриотов. Оказалось, что страна отказывается от разработки боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», которая плотно велась в РФ с 2011 года. Естественно, комплекс предполагался быть «безаналоговым» (как и все евразийские поделки), а партнеры Кремля за океаном — в намоченных памперсах. Процитирую важные, на мой взгляд, моменты в публикации:

«Еще год назад казалось, что скоро ракетные поезда под именем „Баргузин“ начнут становиться в строй РВСН. Напомним хронологию начала и окончания службы отечественного БЖРК стратегического назначения „Молодец“. Кстати, совершенно уникального. В США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов».

Живущим в мире агитпропа что-то там «показалось». Блуждая в потемках фантазий, авторы прекрасно знают, что технически отсталые янки якобы не смогли создать нечто подобного. Когда статья начинается с подобного залихватского вранья, становится крайне весело. На самом деле США еще в начале 60-х годов разработали систему базирования баллистических ракет на железнодорожном транспорте, провели даже испытания, но поскольку железнодорожная сеть в США была преимущественно частная, а управление такими комплексами получалось слишком затратным, то прагматичные американцы на это дело плюнули.

В СССР разработка подобных комплексов была начата с 1969 года, а с 1987 года в войска поступил БЖРК «Молодец» с трехступенчатыми твердотопливными ракетами РТ-23 УТТХ (они имели и модификацию под шахтное базирование). Ракеты производились в 1983—1993 годах на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш» (Украинская ССР). К 2002− 2003 годам они выработали свой ресурс и эти комплексы были сняты с вооружения РФ и затем к 2007 году утилизированы. Но вступающим в противостояние с НАТО фуражкам не терпелось встать обратно на рельсы:

«Однако уже в сентябре 2009 года командование РВСН высказало мнение, что возможно скоро начнется разработка ракетных поездов нового поколения уже с ракетами российского производства. Конечно, БЖРК было жалко — это действительно очень мощные и почти неуловимые для любого нашего противника ракетные комплексы стратегического назначения. Но сегодня очевидно, снятие их с вооружения было неизбежно даже и без обременительных условий СНВ-2. Ракеты, выпускавшиеся на Украине и обслуживающиеся украинскими специалистами, в нынешних реалиях нонсенс. Кстати, Киев запретил специалистам „Южмаша“ сотрудничать с РВСН России по всем направлениям».

Интересно — как? В 2009 году Украина тоже запрещала своим специалистам сотрудничать с РФ? Если да, то кто тогда провел плановые осмотры российских баллистических ракет РС-18 («Стилет») и Р-36М2 («Воевода») в 2013—2014 годах, продлив им срок службы еще на 5 лет? Хотя ракетный комплекс бывшего СССР существовал в тесной производственной кооперации, центр создания ряда семейств баллистических ракет находился именно в Днепропетровске — это нынешние «Южмаш» и КБ «Южное». Идея поставить на «Баргузин» сначала неоднозначную ракету «Булава» (разработка Московского института теплотехники), а затем РС-24 «Ярс» (модернизация советских «Тополей»), оказалась бесплодной. Цитирую «Российскую газету»:

«В декабре 2011 года командующий РВСН Сергей Каракаев уже почти официально заявил о начале возрождения БЖРК. А в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения. В конце 2014 года командование РВСН еще раз, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся. Даже появилась информация о том, что в качестве их ракетного вооружения будут использоваться адаптированные баллистические ракеты комплекса „Ярс“».

И, наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты «Ярс». Прессу тогда переполнили рассуждения о том, как будет выглядеть будущий российский БЖРК, которому дали имя «Баргузин». Увы, в конце 2017 года выяснилось, что этот «Баргузин» уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено.

Проще говоря, в РФ под «Баргузин» не удалось приспособить ни одну из существующих твердотопливных ракет. Тогда зачем в правительственной газете в субботу (то есть, так срочно и незаметно) делать вброс о прекращении разработок БЖРК «Баргузин»? Тянучку с «изобретением» этого железнодорожного Vergeltungswaffe Российской Федерации можно было бы тащить и весь следующий год, например. А потом перенести срок готовности комплекса еще на год-другой, потом еще, а там и граждане с памятью аквариумных рыбок сами все забыли бы… В конце-концов, несуществующую баллистическую ракету «Сармат» в РФ пока не устают сдвигать по хронологии, хотя еще 3− 4 года назад агитпроп пел соловьем о том, как одна такая ракета снесет с лица земли Калифорнию.

Причина такого заявления в «Российской газете» может быть относительно прозрачна. В самой статье есть намек, что главная причина — якобы нехватка средств в бюджете. Это возможно, но маловероятно, ибо формально пока секвестра военных расходов в РФ нет, а только на государственную программу вооружений до 2027 года решено вообще запулить 20 триллионов рублей (около 340 миллиардов долларов). Скорее всего, проблема лежит не в финансовой, а технической плоскости.

Все последние несколько лет кремлевские украинцы вели торг со своими киевскими родственниками о содействии в разработке твердотопливных баллистических ракет. И эти переговоры завершились безрезультатно. Чтобы правильно понимать: нынешняя Украина, разумеется, ни в коей мере не является промышленно развитым государством, имеющим хотя бы какие-то серьезные технологии. Однако в ней еще не добиты остатки советской, днепропетровской конструкторской школы и доживают свой век последние кадры, которые были причастны к созданию межконтинентальных баллистических ракет. Но их использование сейчас находится под своего рода международным эмбарго: Украина с 2014—2015 годов при поддержке США запретила любые контакты с РФ в ракетно-конструкторском деле. Заменить днепропетровские разработки, как уже упоминали, по факту нечем. К 2015 году стало очевидно, что ни «Булава», ни РС-24 «Ярс», ни тем более легкая модификация «Ярса» — РС-26 (она пока не поступила в войска), для этого совсем не годятся.

Ситуация с «Баргузиным» не является чем-то особенным в перманентно деградирующей РФ, которая не вылезает из серии катастроф с орбитальными запусками. В других областях все обстоит примерно также. На прошлой неделе внезапно выяснилось, что российские ударные вертолеты Ми-28 в Сирии вынуждены воевать вслепую. Об этом заявил не какой-нибудь анонимный журналист, а экс-командующий Воздушно-космическими силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев:

«Военная операция в Сирии выявила серьезные недостатки в оборудовании ударного вертолета Ми-28, заявил бывший главнокомандующий Воздушно-космическими силами России (до 26 сентября 2017 года), а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. По его словам, проблемным местом вертолета оказалась электроника, недостатки которой время от времени практически „ослепляли“ экипаж».

«Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит», — сказал Бондарев. По словам экс-главкома ВКС, используемые на Ми-28 очки ночного видения получили у летчиков прозвище «смерть пилотам».

Примечательно, что как глава ВКС господин Бондарев все два последние года курировал работу российской авиации и вертолетов в Сирии (а военно-воздушные силы РФ возглавлял вообще с 2012 года). И два года он ничего не мог поделать! И только после ухода в отставку в конце сентября текущего года его «прорвало». Почему на своем посту генерал-полковник не принял никаких мер? Выходит, российские «всепогодные» ударные вертолеты на самом деле не такие уж и всепогодные? Наивная общественность стала догадываться в последние месяцы о том, что с этими машинами что-то не в порядке. Напомним, во время учений Запад-2017 в Ленинградской области в сентябре 2017 года вертолет Ка-52 дал ракетный залп по… журналистам: сгорели два автомобиля, два человека уехали в больницы, чудом никого не убило. Нештатную ситуацию тогда объяснили неполадками в электронике.

Научная и техническая деградация идет рука об руку с редукцией и человеческого материала. Люди в фуражках в северной Евразии все чаще стали вызывать искреннее удивление. Что там ракеты или вертолеты, если ведомство Сергея Шойгу не смогло подсчитать с двух попыток площадь Сирии, где оно уже как третий год воюет? И возникает закономерный вопрос, не являются ли танки, самолеты, подлодки и вертолеты лишними для Минобороны игрушками?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.