Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание «Сюиты в старинном стиле»



 

Альфред Гарриевич Шнитке - композитор, творчество которого освещало и привлекало внимание к актуальным проблемам современной жизни, судьбам и культуре людей. Его сочинения окунали слушателей в мир добра и зла, любви и предательства, взывали к моральным ценностям и всему лучшему, что есть в человеке. Таким был известный советский композитор, автор множества музыкальных произведений Альфред Гарриевич Шнитке.

Энгельс, город в Саратовской области, некогда столица АССР Немцев Поволжья – именно здесь 24 ноября 1934 года появился на свет будущий выдающийся музыкальный деятель XX века Альфред Гарриевич Шнитке. Его отец, Гарри Викторович Шнитке(1914-1975), из еврейской семьи, был журналистом и переводчиком. Мать, Мария Иосифовна Фогель(1910-1972), из семьи немецких колонистов, работала учителем немецкого языка. В семье Альфреда разговаривали на двух языках (русском и немецком), в библиотеке было множество книг на немецком языке. Детство Шнитке прошло во время Великой Отечественной войны. И когда началась депортация немецкого населения в Сибирь, семья сумела остаться в городе. Отец же ушёл на фронт.

В 1946г. семья Шнитке переезжает в Вену, куда после окончания войны был определён на работу в качестве переводчика отец Шнитке. И здесь впервые раскрываются музыкальные наклонности Альфреда. Подросток увлекается игрой на аккордеоне, берёт уроки игры на фортепиано. Возвратившись с семьёй в 1948г. в Советский Союз, молодой Шнитке оканчивает общеобразовательную школу.

В 1949г. поступает в музыкальное училище им. Октябрьской революции на хоровое отделение. В 1953г. поступает в Московскую консерваторию (композиторский факультет под руководством Е. Голубева). В это время начинающим композитором написано много сочинений, среди которых романсы «сумрак», «Берёзка», прелюдии для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром, симфония для оркестра и другие. В качестве дипломного произведения музыкант написал Ораторию «Нагасаки», сумев посредством музыки передать весь ужас атомного взрыва.

26 марта 1956 года Альфред Гарриевич женится на Галине Ивановне Кольциной (1933-1987), но уже в 1959 году они расстались.

С 1958г. по 1962г. учится в аспирантуре. В 1960г. композитором написан Концерт для фортепиано с оркестром в 3-х частях. Также он начал заниматься написанием статей по музыкознанию. Во время учёбы также преподаёт в музыкальной школе, после в музыкальном училище.

Второй женой Шнитке стала Ирина Федоровна Катаева(1941). В 1959 Альфред Гарриевич давал ей уроки музыки на дому, которые переросли в серьезные отношения и послужили поводом для развода с первой женой. Свадьбу они сыграли в феврале 1961 года, а в 1965 году у них родился сын Андрей.

С 1961г. по 1972г. занимается преподавательской деятельностью в консерватории. И уже в это время можно заметить индивидуальный стиль композитора. Он хорошо знал и органично соединял в своём творчестве все современные музыкальные направления. Творческое наследие Шнитке этого времени состоит в основном из симфонических и камерных сочинений (симфонии, концерты для фортепиано, скрипки с оркестром, сонаты и т. д. ). Также в это время написаны опера «Одиннадцатая заповедь», балет «Лабиринты», кантата «История доктора Иоганна Фауста» и др. Среди произведений, предрешивших характер дальнейшего развития музыканта, стал Второй скрипичный концерт, а также Первая симфония. Впервые в истории советской музыки в одном сочинении органично объединились разные музыкальные жанры и направления (классика, марш, авангард, вальс, джаз и др. ).

Композитор Шнитке оказался довольно востребованным и в кино. Он написал музыку к десяткам кинофильмов, среди которых известные зрителям «Белорусский вокзал», «Экипаж», «Сказка странствий», «Мастер и Маргарита» и т. д. Довольно рано композитора признала и международная общественность. Премьеры его сочинений были всегда значительным событием в мировой музыкальной жизни. Их исполняли знаменитые оркестры США, Европы. Альфред Шнитке был удостоен Императорской премии Японии «Триумф», а также являлся почётным членом академий изящных искусств Гамбурга, Баварии, Берлина.

В 1990г. музыкант получил приглашение на работу в консерваторию Гамбурга. Шнитке с семьёй уезжает в Германию. В 1994 году у композитора резко ухудшилось здоровье в результате инсульта. Но, тем не менее, он дописывает сою знаменитую впоследствии Девятую симфонию.

Умер Альфред Гарриевич Шнитке 3 августа 1998 года в Гамбурге. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Содержание «Сюиты в старинном стиле»

«Сюита в старинном стиле». Это циклическое произведение, в оригинале написанное для скрипки и фортепиано, в котором, не связанные общей драматургией отдельные музыкальные миниатюры, автор объединил в целостную концертную композицию. В ней, мастерски стилизованные под музыку эпохи барокко, несхожие по характеру пьесы, иллюстрирующие разные образы, пейзажи и действенные сцены, предстают перед слушателями в виде своеобразного колоритного спектакля «инструментального театра». Этот оригинальный жанр, появился в академической музыке во второй половине двадцатого века и представлял собой небольшое театральное действо, разыгрываемое не актёрами, а музицирующими инструментами. В данном случае скрипка и фортепиано, как настоящие персонажи между собой соревнуются, спорят и даже бранятся.

Сюита включает в себя пять частей, каждая из которых имеет своё название: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга» и «Пантомима».

· « Пастораль ». Эта открывающая цикл миниатюра по своему настрою спокойна и безмятежна. Она написана в жанре итальянской сицилианы, тональности До мажор, в тактовом размере 6/8 и с авторским темповым указанием Moderato. Эту композицию можно сравнить с балетным па-де-де, которое не только представляет двух персонажей, но и раскрывает их характер. Пьесу можно условно разделить на три раздела. Первоначально появляется один персонаж – это фортепиано, далее к нему присоединяется скрипка, ну а затем они совместно занимаются демонстрацией своих технических возможностей.

· « Балет ». В данном произведении композитор намеренно отходит от раскрытия психологического состояния героев и на первый план через действенный момент выводит суть их взаимоотношений. Автор затевает своего рода соревнование, в котором изначально строго распределяет роли. Персонажем, удостоенным авансцены, разумеется, становится скрипка, а фортепиано, повторяя за ней тематический материал, лишь оттеняет солирующий инструмент. Данная композиция представлена композитором в тональности Ре мажор, тактовом размере 2/4 и темпе Allegro.

· « Менуэт ». В этой созерцательно-элегической по характеру миниатюре автор вновь отображает духовный мир своих персонажей. Произведение звучит как романс, в котором скрипка исполняет роль вокалиста, а фортепиано – аккомпаниатора. Композиция, написанная в тональности ля минор и трёхдольном размере, начинается с развёрнутого фортепианного вступления, наполненная фактура которого имитирует насыщенное оркестровое звучание. Затем с широко льющейся мелодией вступает скрипка. Тематический материал её партии основан на интонациях, прозвучавших во вступлении. Следующая затем вторая часть пьесы тоже начинается с фортепианного вступления, на основе которого формируется мелодия солирующей скрипки.

· « Фуга ». В четвёртой части цикла вниманию слушателей предоставляется, написанная в тональности ля минор и четырёхдольном размере, фуга, посредством которой вновь демонстрируется соревнование между двумя инструментами. Тема изначально звучит во вступительной части, исполняемой фортепиано, а затем переходит в партию скрипки. На авансцену композитор попеременно выводит, то один персонаж – инструмент, то другой, тем самым постоянно поддерживает дух их соперничества.

· « Пантомима ». Эта заключительная пьеса цикла, в которой автор подводит итог всему тому, что происходило в сюите ранее. Композитор органично соединяет и чередует сцены красочного представления, разыгранного ранее двумя персонажами – исполнителями: скрипкой и фортепиано.

 

   

 

« Сюита в старинном стиле ». Это сочинение Альфреда Шнитке, несмотря на то, что весьма легко воспринимается на слух, имеет глубокий философский смысл. Композитор, представляя аудитории красивую музыку эпохи барокко, заставляет личность задуматься об уводящей от истины сладкой лжи и той сложно-напряжённой обстановке, которой характеризуется наш современный мир.

 

послушайте



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.