|
|||
I. Организационный момент
Урок 58. Единовластие Цезаря Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э. ». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака » 1. Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46 (на усмотрение учителя).
III. Переход к изучению новой темы , Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь. Впоследствии он будет популярен в стране и установит свою власть. - Выясним, какой характер носила власть Цезаря в Риме. IV. Изучение новой темы План 1) Личность Цезаря. 2) Приход Цезаря к власти. 3) Гибель Цезаря. На доске: тема урока. 1. Работа с историческим документом. Плутарх о Цезаре III.. . . Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия... IV.. . . В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве... XI. ... Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати? » «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме». XVII. ... Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок которой, как говорят, случился с ним в Кор дубе. Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 216-217. 2. Беседа по вопросам к документу. - Каким был Цезарь? (Умен, красноречие, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко. ) - К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть первым, то есть стать во главе власти в Риме. ) - Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский. ) 3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 на с. 239 Вигасина или пп. 2, 3 на с. 265-266 Михайловского. - Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти? 4. Рассказ учителя. Благодаря этим действиям Цезарь был избран консулом, затем управлял Галлией. В 49 г. до н. э. он смог захватить власть в Риме. Сенат сделал его диктатором, то есть правителем, обладающим неограниченной властью. Почему сенат сделал это? Ответ вы найдете в историческом документе. 5. Работа с историческим документом (с. 241 Вигасина). Беседа по прочитанному. - Почему сенат дал такую власть Цезарю? Зачитайте цитату из источника: «Рим погружался в пучину бедствий... » - Что это значит? (Борьба полководцев за власть, постоянные трения между богатыми и бедными, разрушительные последствия восстания Спартака. Требовалась сильная власть. ) V. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 52, выполнить тестовое задание
|
|||
|