|
|||
ВВЕДЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕВВЕДЕНИЕ
Постановка научной проблемы. Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) занимает особое место в истории русской и мировой литературы. Огромная популярность писателя в читательских кругах и открытие новых биографических фактов способствуют возникновению дальнейшего интереса к изучению его литературного наследия и подталкивают ученых на дальнейшие искания, стимулируя тем самым появление новых работ о творчестве М. А. Булгакова. Большое место в творчестве М. Булгакова занимает сатира, но работ о ней явно недостаточно. Работы, которые появились в различных периодических изданиях, книгах и сборниках научных трудов, условно делятся следующим образом: 1) отклики современников, среди которых как благосклонные отзывы (авторы стремились разобраться в художественном своеобразии сочинений молодого писателя), так и отклики рапповских критиков, отнесшихся к его творчеству однолинейно и непримиримо; 2) работы периода 1960-х гг. и до настоящего времени, диапазон которых широк [49, с. 47]. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что поэтика булгаковской сатиры находится в эпицентре интенсивной научной полемики. Изучением творчества М. Булгакова – одного из ярчайших в мировой литературе – занимался ряд исследователей, среди которых такие, как: М. Чудакова [58], Б. Соколов [50], В. Лакшин [33], Н. Степанов [53] и др. Все они уделяют большое внимание анализу и интерпретации сатиры в произведениях писателя. Новизна исследования. Важно отметить, что на сегодняшнее время вопросы поэтики сатиры некоторых произведений писателя остаются не до конца исследованы, поскольку доминирующий научный интерес больше обращен на роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Целостность представления специфики сатиры в булгаковских произведениях недостаточна. Таким образом, возникает необходимость анализа произведений, которые не пользуются в достаточной степени исследовательским вниманием – сатирических повестей. Существенные трудности художественных особенностей сатирического начала в произведениях М. А. Булгакова создает многообразие взглядов. Более того, несмотря на большое количество работ о самой природе сатиры, между учеными нет единства взглядов на сатиру как на художественное явление. В данном исследовании предпринята попытка системного и целостного изучения сатирического прозаического наследия М. А. Булгакова в контексте российской действительности первой трети ХХ века с апелляцией к идеологическим, политическим, литературным процессам эпохи, что и определяет новизну нашего исследования. Анализ литературы. Теоретическую базу исследования в области изучения сущности сатиры и юмора, как форм проявления комического в художественном произведении, составляют труды следующих авторов: Э. Ю. Абдурахманова [1], Ю. Б. Борев [7], Н. В. Долгова [12], И. Н. Иванова [23], В. А. Луков, О. И. Федотов [37], А. П. Московский [40], Н. Рябинина [47], Я. Е. Эльсберг [62]. Проблема сатиры М. А. Булгакова находится в поле зрения: C. Горенюк. [15], Е. С. Иванова, С. Алхуссейни [25], Николенко О. [38], И. В. Савчук [48]. Сатирические прозаические произведения М. А. Булгакова находятся в фокусе исследовательского интереса авторов: Н. В. Ватаву [11], Е. Гришанова [16], В. В. Гудкова [17], Е. С. Иванова, [24], Л. Г. Ионин [28], Л. Б. Менглинова, [39] Е. Б. Скороспелова [49], М. О. Чудакова [59]. Цель настоящего исследования – изучить многоаспектность проявления комического в сатирической прозе М. А. Булгакова с учетом влияния социально-исторических факторов на мировоззрение писателя-сатирика и проецирования авторского мировосприятия в образы художественного мира сатирических произведений 1920-х годов. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи: 1) рассмотреть своеобразие сатиры как формы комического и эволюцию сатирических произведений в процессе литературного развития; 2) пронаблюдать сатирические акценты художественного мира М. А. Булгакова с опорой на актуализацию гражданской позиции писателя и ее проецирования на мир литературного произведения; 3) изучить своеобразие смеховой стихии М. А. Булгакова в сатирических повестях 1920-х гг. Объект исследования – своеобразие художественной манеры М. А. Булгакова в создании и представлении многогранного сатирического образа новой советской России в прозе 1920 - х гг. Предмет исследования – индивидуально-авторская интерпретация и художественное воплощение российской действительности первой трети ХХ века в сатирических повестях М. А. Булгакова «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Методы исследования: литературоведческий анализ художественного произведения, историко-культурный, сравнительный, творчески-генетический, стилистический. Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы бакалаврской работы могут быть использованы в школьном курсе русской литературы по творчеству М. А. Булгакова, студентами и преподавателями при изучении раздела вузовского курса «История русской литературы» – XХ век, во время написания курсовых работ, при дальнейшей исследовательской работе в области сатирического мировидения М. А. Булгакова. Апробация исследования. Апробация результатов выпускной квалификационной работы проходила во время чтения и обсуждения доклада на ХХVI научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ГБОУВО РК «Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова» (г. Симферополь, 23 апреля 2020 г. ). Структура выпускной квалификационной работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы, который насчитывает 68 источников. Общий объем квалификационной работы составляет 56 страниц. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сатира в эстетике рассматривается как вид комического. Это беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения, разрешающееся смехом, откровенным или подспудным. Сатиру можно рассматривать как специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто внутренне несостоятельное посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов. Сатира занимает большое место в творчестве М. Булгакова, но работ о ней явно недостаточно. Сатирические повести М. А. Булгакова («Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925)) отражают в себе злободневность глубины постановки социально-политических проблем, которые отличаются высоким уровнем художественного воплощения и богатством поэтики писателя. Сатирическая проза Булгакова соотносится с творчеством других писателей того времени. Проявляющаяся очевидность и дифференциальные признаки, которые произрастали из особой точки зрения писателя на положение и перспективы общественных отношений в стране, на корни пороков, показывают своеобразие художественного видение мира автора. В своих произведениях он обращается к читателю, активизируя все возможные уровни восприятия художественных произведений у человека как такового. Он обращается к публике с позиции наглядно-образного мышления и передает пласты смысла на этом самом глубинной и филогенетически самом раннем уровне формирования человеческой психики. Несомненно, гротеск является доминирующим элементом булгаковской поэтики комического. Развиваясь в русле реалистического направления, булгаковский гротеск включал в себя черты романтизма и модернизма. Реалистическая основа оказывается органично соединенной с достижениями романтиков и символистов, Персонажи М. А. Булгакова несут в себе образы пестрой комической окраски. Однако невозможно не заметить определенные типологические черты, которые позволяют провести параллели между героями различных рассказов и фельетонов, сопоставляя при этом героев с персонажами из других повестей Булгакова и обнаруживая влияние русской и мировой культурной традиции. Невозможно не сказать о влияние Н. Гоголя на творчество М. Булгакова. Сам способ построения художественной реальности, в том числе пространства, в повести М. А. Булгакова соответствует традиции, начало которой положил именно Н. В. Гоголь. Вторая половина XIX – начала XX века наложила свой отпечаток на цензуру сатиры. После дискуссии о сатире, в процессе которой возобладало мнение, что «сатира нам не нужна, она вредна рабоче-крестьянской государственности», что «за ней удобно спрятаться классовому врагу». Именно 1920-е годы можно назвать «золотым десятилетием» русской сатиры и гротескной прозы ХХ века, поскольку этому способствовала сама система идеологического обмана писателей, система насилия и принуждения диссидентов. Случаи преследований и издевательств, которые, например, сделали невозможным для Михаила Булгакова напечатать «Собачье сердце». «Булгаковская сатира» сфокусирована на положении, при котором человеческие отношения сводятся к бюрократии и формализму.
|
|||
|