|
|||
Графический прием «Шесть незаконченных изображений».Методическая разработка принадлежит А. И. Лунькову. Этот прием позволяет собрать особенно интересную информацию в том случае, если психолог имеет представление о символической интерпретации изображений, владеет навыками интерпретации рисуночных методик. Основная цель данного приема — организовать беседу с клиентом по шести значимым для любого человека темам. Этапы работы: 1. Клиенту предъявляется бланк, состоящий из шести незаконченных изображений (см. рис). Дается инструкция: «Перед Вами шесть незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам захочется». 2. После того как клиент завершил все рисунки, наступает этап его опроса по содержанию изображений. В ходе опроса психолог должен постоянно иметь в виду ключ, относящийся к данному рисунку. Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл задавать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое? ». «На что это похоже? ». «Что это Вам напоминает? ». «Символом чего для Вас является этот образ? », «Какие качества Вы можете приписать этому образу? » Обязательно следует спрашивать клиента о его эмоциональном отношении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество? » и т. п. В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение-гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности клиента еще достаточно неопределённа не только для психолога, но и для самого человека. И здесь клиент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу. 3. После этого наступает этап сообщения интерпретаций клиенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рисунок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения. Часто несогласие клиента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае клиент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе. Психолог должен иметь в виду, что клиента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания клиента. http: //art-psychology. ru/about/test_Wartegga. html Подробнее с символической интерпретацией изображений можно ознакомиться у А. Л. Венгера " Психологические рисуночные тесты". Петренко Ирина Александровна - практикующий психолог.
|
|||
|