«____» _____________ 2016 г.
31. 05. 01 Лечебное дело (уровень специалитета)
Профессор кафедры БЖД, профессор _____________ Доровских Г. Н.
подпись
Должность, звание_____________ Ф. И. О
Зав. кафедрой,
к. б. н., доцент ___________________ / Рогачевская Ольга Васильевна /
(ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
по направлению подготовки 31. 05. 01 Лечебное дело (уровень специалитета)
№
| Тема практического занятия
| Контрольные вопросы
| |
1.
| Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.
| «Переходные звенья»,
«универсальный общий предок» всех современных живых существ (Лука).
Теория абиогенеза.
Химическая эволюция.
Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.
|
|
2.
| Эволюционная биология: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
| Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле.
Геохимический круговорот.
|
|
3.
| Эволюцион-ная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.
| Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
|
|
4.
| Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.
| РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки.
Теория РНК-мира.
Рибозимы.
Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка.
Рибосомы. РНК-переключатели.
В начале было сообщество или организм?
|
|
5.
| Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
| Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия.
Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.
Месторождения цинка и бактерии.
Археи – метаногены.
Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
|
|
6.
| Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.
| Сотрудничество прокариот.
Бактерия Bacillus subtilis.
Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени).
«Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.
|
|
7.
| Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
| Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
|
|
8.
| Эволюцион-ная биология: современный взгляд на происхождение человека.
| Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология.
Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам).
Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
|
|
9.
| Эволюционная биология: человек умелый, прямостоящий, разумный.
| Человек умелый.
Человек прямостоящий и его подвид неандерталец.
Человек разумный. Исход из Африки.
Расы человека.
Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество.
Каменные орудия предков.
Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
|
|
10.
| Эволюционная биология: популяцион-ная генетика и происхождение народов Евразии.
| Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (< 25 - ≥ 8 тыс. л. н. ).
|
|
11.
| Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
| Биосфера.
Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни.
Механизмы торможения роста численности людей.
На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.
|
|
12.
| Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.
| Первичные факторы.
Действие вторичных факторов.
Нашествия и инвазии.
Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости.
Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность.
Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях.
Богатство и бедность. Государство и рождаемость.
Будущее человечества.
|
|
13.
| Учение о биосфере: разнообразие биологичес-ких объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
| Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
|
|
14.
| Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
| Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
|
|
15.
| Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество? Здоровый образ жизни.
| Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь?
Будущее человечества.
Здоровый образ жизни.
|
|
16.
| Биотехнология, генная инженерия, нанобиотех-нология, молекулярное моделирование.
| Современные направления физико-химической биологии и биотехнологии.
Сущность наиболее значимых завершенных разработок в области биотехнологии. Законодательство в области регулирования генно-инженерной деятельности и клонирования.
Проблемы биобезопасности, связанные с внедрением биотехнологических разработок в практику.
|
|
17.
| Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.
| Биотехнологические работки, предлагаемые к внедрению на территории Республики Коми. Экспертная оценка эффективности и биобезопасности биотехнологических работок. Пропагандирование успехов современной биотехнологии, оценка рисков от внедрения биотехнологических разработок в практику.
|
|
18.
| Зачетное занятие
| Оценка суммарного балла по рейтинговой шкале
| |