|
|||
Формирование УУД на уроках русского языка
Муниципальная образовательная организация «Общеобразовательная школа № 41 города Енакиево»
Выступление на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Подготовила: учитель начальных классов Кекишева О. А.
Март 2021
Формирование УУД на уроках русского языка «Единственный путь к знаниям – это деятельность» Б. Шоу
Один из важных моментов реализации ГОС НОО – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные): - как научить детей устанавливать связь между учебной деятельностью и мотивом; - определять границы знания и незнания; - выстраивать алгоритм действий; Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю конечный результат, средства воздействия на деятельность учащихся для достижения результата, вид учебной деятельности, а, исходя из этого, провожу отбор форм и методов, применяемых на уроке. Создаю условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определяю, какие из методов являются наиболее эффективными, какова роль учителя и ученика, продумываю систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Таким образом, уже на этапе урока «Мотивация к учебной деятельности» начинаю работу над формированием у учащихся регулятивных УУД, создаю условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Использую три основных метода постановки учебной проблемы (регулятивные прогнозирования): Побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления действий. Создаю проблемную ситуацию, и побуждаю к формулированию учебной темы: п оиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)? » Подводящий диалог: ответ на вопросы «Как это делать? », «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат? », «Как думаешь, какой результат может получиться? », «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания? », «Какие трудности могут возникнуть и почему? » Эта система посильных вопросов и заданий пошагово приводят к формулировке темы: вспомним, повторим, сравним, выделим «лишнее». Сообщение темы с мотивирующим приёмом, для этого использую стихи, загадки с целью вызвать интерес учащихся. Формирование регулятивных действий наблюдаем как на этапе контроля и самоконтроля: задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он? », «Такой ли получен результат, как в образце? », «Правильно ли это делается? », «Сможешь доказать? », «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…», так и на этапе коррекции знаний: «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Подбери проверочное слово», «Докажи правильность выполнения работы», игра «Какография» («Найди ошибки») (предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д. ), «Комментированное письмо» с объяснением орфограмм. Очень нравится моим ученикам оценивать как свою деятельность, так и соседа по парте: «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…», «Я мог бы ответить лучше, но…». Формирование коммуникативных действий происходит практически на каждом этапе урока как во время индивидуальной работы, так и работая в паре или в группе: «Докажи правильность своих действий», «Составьте план работы», «Комментированное письмо», «Составление алгоритма действий», «Редактирование текста», «Восстановление деформированного текста» (« Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы»: М…………… в……….. с………… п……………. г.. ), «Составление рассказа по началу (концу)», «Заморочки из бочки» и др. Выполнение таких заданий учит маленьких школьников договариваться с партнёром, распределять роли, вести диалог, находить общее решение. Познавательные УУД формируются на протяжении всего урока. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты: «Составь слово», «Альтернативные действия», «Кто быстрее? », «Только вперёд! », «Составь анаграмму, шараду». «зашифрованное слово», графические и буквенные диктанты, диктант «Да – нет» и др. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. Девизом моей профессиональной деятельности являются слова Сократа. " В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться". При формировании УУД в каждом ребенке зажигаются искорки, из которых потом обязательно зажжётся солнце!
|
|||
|