Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

 

Кафедра фольклора
(наименование кафедры)
 
(фамилия, имя, отчество студента)

 

Институт гуманитарный курс группа  
           

(код и наименование направления подготовки / специальности)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Фольклор
   
На тему Былины Киевского цикла
   

 

 

Отметка о зачете

 

   
          (дата)
           
Руководитель          
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
           
  (дата)        

 

Северодвинск 2018

План работы:

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Определение понятия «былина»…………………………………………. 4

3. Киевский цикл былин……………………………………………………... 6

3. 1 Илья Муромец………………………………………………………..... 8

3. 2 Добрыня Никитич……………………………………………………. 15

3. 3 Алеша Попович………………………………………………………. 18

3. 4 Былины об отражении монголо-татарского нашествия……………22

4. Социально-бытовые былины……………………………………………. 24

4. 1 Вольга и Микула……………………………………………………... 25

5. Вывод……………………………………………………………………... 28

 

 

1. Введение

С самого раннего детства наши мамы и папы, бабушки и дедушки наряду со сказками рассказывали былины. Каждый из нас может спокойно назвать главную былинную «троицу»: Илью Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но далее каждый ли продолжит этот счет, расширит круг действующих лиц ещё на пять – десять имен? А сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных?

Такого сколько-нибудь полного поименного списка героев русского эпоса нет, хотя скорее всего он когда-то существовал. Причем в самих же былинах. В 190 году, сказительница Федосья Емельяновна Чуркина взялась собрать список имен всех богатырей.

Даже точную цифру назвала –ровно тридцать. И начала перечислять, но тоже назвала далеко не всех.

Но и тридцать – далеко не предел. Только самых главных героев русского былинного эпоса – более пятидесяти. Их именами, как правило, названы былины, различавшиеся самими сказителями не по темам, - о чем, а по именам, - о ком, про кого былина: про Илью Муромца, про Добрыню, про Алешу, про Чурилу, про Дюка…

Можно ещё очень многое написать о былинах, в такой науке как фольклор целый раздел посвящен этой теме. Но если досконально изучать данную тему, то можно увидеть, что она состоит из многих интересных и увлекательных частей, таких как: киевский цикл, новгородский цикл, областной эпос, мифологический период и т. д.

 

 

2. Определение понятия «Былина»

Считается, что былины относятся к разряду песен древнего героико-эпического склада. Такой вывод был сделан из-за того, что на Русском Севере их местное название – «старина». В первой половине XIX века И. П. Сахаров ввел в науку термин «былина» на основании выражения в «Слове о полку Игореве» - «былины сего времени». Но автор «слова» имел ввиду не песни, петые в современную эпоху, а были: «Начата же ся тьи пьсни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Д. Н. Дубенский в статье о «Слове о полку Игореве» писал: «Былина (от глагола «быти») – быль, деяние. Названием «былина» тоже желали подчеркнуть достоверность содержания.

Время сложения былин определятся по-разному. В одном источнике утверждается, что это X-XI век. При этом творческую жизнь былины продлевали аж до XX века. Это представление расходится с сюжетно-тематическим содержанием былин. Если рассматривать историко-хронологические границы былин, то их можно раздвинуть в глубь истории докиевской Руси и отодвинуть от новой истории. К концу XIII века у былин определилось идейно-образное содержание и сложились жанровые признаки. Академик Б. А. Рыбаков в своей работе о русском эпосе писал так: «Как я постараюсь доказать, древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям IX в., а наиболее поздние – к XIII в. Время бытования былин в целостном, почти первоначальном виде, вероятно, XVI – XVII вв., и время окончательного отмирания жанра – серединаXX в. ».

Совсем недавно считали возможным ограничиваться указанием на принадлежность былин к роду эпических песен, однако одного такого признака недостаточно для определения. Как песенный жанр былина может быть понята отличия от других эпических песен. Её отличием является то, что ей свойственна иная передача жизненных фактов. Поздние песни на исторические темы дают художественную интерпретацию реальности в формах, в целом ей соответствующих, то былина в немногих случаях сохраняет имена исторических лиц и подробности действительности IX – XIII вв. Намного чаще былина сохраняет общие очертания реальных исторических событий. Например, исследователь XIX в. Л. Н. Майков писал о богатырях: «Эти лица, хотя и введены в обстановку исторической действительности, не суть большей части лица действительно существовавшие, но вымышлены народным творчеством».

Былина является обобщением исторической мысли народа, так как она воспроизводит историческую реальность в образах, исполненных художественной фантазией. Былина не связывает себя передачей отдельных конкретных событий и лиц, но остается выражением сознания и памяти.

 

 

3. Киевский цикл былин

Во второй период своей истории разрозненно существовавшие до той поры эпические песни получили толчок к объединению. Это явление называется циклизацией. Так называют объединение сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Циклизация повлекла за собой и глубокие внутренние сдвиги в содержании эпоса. В своих обобщениях былины постепенно обрели историческую конкретность. Процесс имел почвой исторического сознания в условиях нового времени. В. Г. Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы.

Он установил, что в русском эпосе существует группа былин, объединенная рядом важных признаков. Общие их особенности состоят в следующем:

1. Действие происходит в Киеве или около него.

2. В центре былин стоит князь Владимир.

3. Основная тема – защита Русской земли от южных кочевников.

4. Исторические обстоятельства и быт, изображенные в былинах, характерны именно для Киевской Руси.

5. События и враги Русской земли в этих былинах – домонгольского периода.

6. Киев не просто место действия былин. А он воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев.

Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами. В IX-XI вв. Киев играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами, закрывая им путь в северные русские земли. Набеги степных кочевников отражали не только киявляне, но и представители других русских земель. Киев в это время объединял почти все русские области и был центром. Князь Владимир сыграл важную роль в организации борьбы с печенегами, он совершил ряд победных походов и в своей деятельности пользовался поддержкой народных масс. Подвиги воинов были воспеты в былинах, как и сам князь Владимир - Красное солнышко. Впоследствии киевский цикл былин пережил значительную долю изменений.

Киевские былины часто группируются по богатырям. Однако среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. Героические – те, что возникли до монголо-татарского нашествия. Социально-бытовые включают в себя песни, в которых социальные конфликты стоят на первом месте.

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним следует Добрыня, уступающий в некоторых качествах старшему и наконец, Алеша, также сильный и отважный защитник земли, но уступающий первым двум богатырям. Они заключили договор по побратимстве, согласии в действиях, помощи друг другу, что твердо выполняется всеми тремя. У всех трех богатырей много общего, однако каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты.

 

3. 1 Илья Муромец

Илья – крестьянский сын, он родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – ни владел ни руками, ни ногами. Нищие странники дали Илье испить чарочку питьеца медвяного, от чего он не только выздоровел, но и обрел силу богатырскую. Первым делом Илья помог своим родителям расчистить пал от дубья-колодья. Однако сила была ему дана не для крестьянских дел. Илья воспитал себе коня, получил родительское благословение и отправился в раздольице чисто чисто поле. [Рыбн. – Т. 1. – С. 318-319].

Отрывок «Исцеление Ильи Муромца»

«В славном городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка

Со родителем со матушкою

На работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики перехожие

Под тое окошечко косявчето.

Говорят калики таковы слова:

" Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкие,

Пусти-ка калик к себе в дом".

Ответ держит Илья Муромец:

" Ай же вы, калики перехожие!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет,

Не владаю ни рукамы, ни ногамы".

Опять говорят калики перехожие:

" Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

Отворяй-ка ворота широкие,

Пускай-то калик к себе в дом".

Выставал Илья на резвы ноги,

Отворял ворота широкие

И пускал калик к себе в дом.

Приходили калики перехожие,

Они крест кладут по-писаному,

Поклон ведут по-ученому,

Наливают чарочку питьица медвяного,

Подносят-то Илье Муромцу.

Как выпил-то чару питьица медвяного,

Богатырско его сердце разгорелося,

Его белое тело распотелося…»

[Источник: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Изд. 2-е. Под редакцией А. Е. Грузинского. В 3-х тт. М., 1909, т. 1; 1910. №51].

Огромная сила Ильи Муромца должна принести пользу всей Руси, поэтому богатырь устремился в киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, а затем освободил прямоезжую дорожку от фантастического Соловья-разбойника(«Илья и Соловей»). С плененным соловьем Илья явился в Киев и представился князю Владимиру. [Гильф. – Т. 2. – С. 10-17].

Отрывок «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

«Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольный

Киев– град,

Да и подъехал он ко славному ко городу

к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черна ворона;

Так пехотою никто тут не похаживат,

На добром кони никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град.

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А и зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

«Ай же мужички да вы черниговски!

Я нейду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град».

Говорили мужички ему черниговски:

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

А и ты славныя богатырь святорусскии!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела;

А и по той ли по дорожке прямоезжею

Да и пехотою никто да не прохаживал,

На добром кони никто да не проезживал:

Как у той ли-то у грязи-то у черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова …»

[Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4-е. В 3-х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №74].

К образу Ильи Муромца был прикреплен международный «бродячий» сюжет о поединке отца с неузнанным сыном. В былине «Илья Муромец и Сокольник» сын Ильи изображен врагом Руси, татарином. Побежденный Ильей в честном поединке, Сокольник попытался убить своего отца в то время, когда тот спал в белом шатре. От смертельного удара Илью защитил нагрудный золотой крест. Былина завершается тем, что Илья убил своего сына. [Гильф. – Т. 2. – С. 280-283].

Отрывок «Бой Ильи с сыном»

«Кабы жили на заставы богатыри,

Недалеко от города – за двенадцать верст,

Кабы жили они да тут пятнадцать лет;

Кабы тридцать-то их было да со богатырем;

Не видали ни конного, ни пешего,

Ни прохожего они тут, ни проезжего,

Да ни серый тут волк не прорыскивал,

Ни ясен сокол не пролетывал,

Да нерусской богатырь не проезживал.

Кабы тридцать-то было богатырей со богатырем:

Атаманом-то – стар казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович;

Податаманьем Самсон да Колыбанович,

Да Добрыня-то Микитич жил во писарях,

Да Алеша-то Попович жил во поварах,

Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах;

Да и жил тут Василей сын Буслаевич,

Да и жил тут Васенька Игнатьевич,

Да и жил тут Дюк да сын Степанович,

Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,

Да и жил Радивон да Превысокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;

Затем Потык Михайло сын Иванович,

Затем жил тут Дунай да сын Иванович,

Да и был тут Чурило, млады Пленкович,

Да и был тут Скопин сын Иванович,

Тут и жили два брата, два родимые,

Да Лука, Да Матвей – Дети Петровые…»

[Источник: Печорские былины. Записал Н. Е. Ончуков. СПб., 1904. №1].

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами.

Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступиться даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, «а ради матушки-свято-Руси земли». [Кравц. – 2-е изд. – С. 149-150].

 

 

3. 2 Добрыня Никитич

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Этот богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет во послах ходить, мас­терски играет на гуслях. Главное дело его жизни — воинское служение Руси.

Богатырский подвиг Добрыни Никитича изображает былина " Добрыня и змей". Добрыня отправился ко синю морю поохо­титься, но не нашел ни гуся, ни лебедя, а и не сераго-то малого утеныша. Раздосадованный, он решился поехать в опасное мес­то: ко Лучай-реки. Матушка стала его отговаривать:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

А не дам я ти прощенья благословленьица

Ехать ти Добрыни ко Пучай-реки.

Кто к Пучай-реки на сем свети да езживал,

А счастлив-то оттуль да не приезживал».

Добрыня ответил:

«Ай же ты родитель моя матушка!

А даешь мне-ка прощение — поеду я,

Не даешь мне-ка прощения — поеду я».

Делать нечего: мать благословила Добрыню, но велела ему не купаться во Пучай-реке.

Когда Добрыня приехал к реке, его одолили ты жары да непо­мерный, он разделся и стал купаться. Вдруг небо потемнело — налетела люта змея. Молодой слуга Добрыни, испугавшись, уг­нал его коня, увез всю одежду и снаряжение — оставил только шляпу земли греческой. Этой шляпой Добрыня и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась, предложила заклю­чить мир и пообещала:

«А не буду я летать да по святой Руси,

А не буду я пленить больше богатырей,

А не буду я давить да молодыих жон,

А не буду сиротатъ да малых детушек... »

Добрыня на ты лясы... приукинулся, отпустил змею. Однако впоследствии он увидел, как змея летит по воздуху и несет дочку царскую, царскую-то дочку княженецкую, молоду Марфиду Всеславьевну. По велению князя Владимира Добрыня отправился во Тугй-горы, ко лютой змеи — выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковый платок — утирать лицо во время боя и шел­ковую плеть — хлестать змею.

На этот раз бой Добрыни со змеей был долгим: он продол­жался один, затем другой день до вечера.

«Ай проклятая змея да побивать стала.

Ай напомнил он наказанье родительско,

Вынимал-то плетку из карманчика,

Бьет змею да своей плеточкой, —

Укротил змею аки скотинину,

А и аки скотинину да крестиянскую.

Отрубил змеи да он ecи хоботы,

Разрубил змею да на мелки части,

Роспинал змею да по чисту полю... »

Затем Добрыня в пещерах прибил... всех змиенышов, освобо­дил княжескую дочку и привез ее Владимиру. [Гильф. — Т. 1. — С. 538—548].

В отличие от сказочной трактовки «основного сюжета», Доб­рыня боролся не за свою невесту, а за русскую полонянку. Он убил врага, наводившего ужас на всю Русь.

Добрыня значительно отличается от Ильи Муромца. Он также могуч и смел, служит земле Русской. Но вместе с тем он тонкий дипломат, и именно ему Владимир поручает высватать невесту. Именно ему поручает везти дани-пошлины. Добрыня может читать по-церковному, играть на гуслях. Когда играл он, то «все на пиру игры заслухались», «все на пиру призамолкнулись». Добрыне свойственно «вежество», умение вести себя. [Кравц. – 2-е изд. – С. 154-155].

 

3. 3 Алеша Попович

Этот богатырь родом из города Ростова, сын старого попа соборного. В былинах обычно подчеркивается, что Алеша молод. Он склонен к иронии, шуткам, насмешкам. Не обладая такой могучей силой, как Илья или Добрыня, Алеша использует хитрость и изворотливость. Ему свойственны удальство и отвага. " Алеша силой не силен, да напуском смел ", — говорит о нем Илья Муромец.

Об Алеши Поповиче рассказывают всего три былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша и сестра Збродовичей» и «Добрыня Никитич и Алеша Попович». Основным сюжетом, в котором раскрывается образ Алеши в его главных чертах, является сюжет былины первой и, вероятно, самой ранней. Причем сюжет об этом представлен в двух версиях.

Первая версия заключается в том, что Алеша выехал из славнова Ростова, красна города и избрал, подобно Илье Муромцу, дорогу ко Киеву, ко ласкову князю Владимеру. С ним едет товарищ — Еким Иванович. Недалеко от Киева они повстречали богато одетого странника, калику перехожего. Калика рассказал, что видел страшное чудовище — огромного Тугарина Змеевича. У Алеши возник план действий. Он поменялся с каликой одеждой и поехал за Сафат-реку. Тугарин решил, что едет калика; стал расспрашивать: не видал ли тот Алеши Поповича. Алеша притворился, что не слышит, подозвал Тугарина поближе, а затем расшиб ему буйну голову и довершил дело уже на земле: не поддаваясь на уговоры врага, отрезал ему голову прочь. Войдя в задор, Алеша решил подшутить над Екимом Ивановичем и каликой. Он переоделся в платье Тугарина, сел на его коня и в таком виде явился к своим белым шатрам. Напуганные товарищи кинулись прочь, Алеша — за ними. Тогда Еким Иванович бросил назад палицу боевую в тридцать пуд, и она угодила в груди белые Алеши Поповича. Алешу едва оживили.

Согласно другой версии, Тугарин — иноземец, нагло хозяйничающий в Киеве. На пиру у князя Владимира он сидит на почетном месте — рядом с княгиней Апраксевной, с жадностью пожирает ества сахарные и питья медяные, княгине руки в пазуху кладет. Княгине это нравится, она не может оторвать глаз от Тугарина, даже обрезала себе руку. Князь Владимир молча терпит позор. За его честь вступается Алеша Попович. Алеша отпускает едкие шутки в адрес Тугарина. Он рассказывает, как погибла от обжорства собачишша старая, затем — коровишша старая. Взбешенный Тугарин кинул в Алешу чингалишша булатное, но тот увернулся.

Затем они съехались на поединок — у Сафат-реки. Перед битвой Алеша всю ночь не спал, молился Богу со слезами. Он просил послать тучу с дождем и градом, чтобы у Тугарина размокли его бумажные крылья. Бог послал тучу. Тугарин пал на землю, как собака. Алеша выехал в поле, взяв одну сабельку вострую. Изумленный Тугарин оглянулся назад себя — Алеше только того и надо было. Он подскочил и срубил Тугарину голову. И пала глава на сыру землю, как пивной котел. Алеша Попович остался жить в Киеве, стал служить князю Владимиру верою и правдою. [К. Д. — С. 98—106].

Отрывок «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Принесли-то на стол да как белу лебедь,

Вынимал-то собака свой булатен нож,

Поддел-то собака он белу лебедь,

Он кинул, собака, ей себе в гортань,

Со щеки-то на щеку перемётыват,

Лебяжье костьё да вон выплюиват.

Олёша на запечье не утерпел:

«У моего у света у батюшка,

У попа у Левонтья Ростовского

Было старо собачишшо дворовоё,

По подстолью собака волочилася,

Лебяжею костью задавилася,

Собаке Тугарину не минуть того,

Лежать ему во далече в чистом поле».

Принесли-то на стол да пирог столовой.

Вымал-то собака свой булатен нож,

Поддел-то пирог да на булатен нож,

Он кинул, собака, себе в гортань.

Олёша на запечье не утерпел:

«У моего у света у батюшка,

У попа у Левонтья Ростовского

Было старо коровишшо дворовое,

По двору-то корова волочилася,

Дробиной корова задавилася,

Собаке Тугарину не минуть того,

Лежать ему во далечем чистом поле».

Говорит-то собака нынь Тугарин-от:

«Да што у тя на запечье за смерд сидит,

За смерд-от сидит да за засельщина? »

[Источник: Печорские былины. Записал Н. Е. Ончуков. СПб., 1904. №85].

Алеша отличается от Ильи и Добрыни тем, что в борьбе с врагами он пользуется не только силой, но и хитростью. В нем есть черты, которые не очень приличествуют богатырю: он нарушает договор побратимства и хочет жениться на жене Добрыни. Правда, в былине обычно сам Добрыня выговаривает князю Владимиру и княгине, что они сватали его жену за Алешу. Но и Алеша повинен в этом: он привез весть о гибели Добрыни, которая оказалась ложной. В некоторых текстах Алеша выступает как «бабий пересмешник». Тут явно нарушение сущности образа богатыря. Также, следует подчеркнуть, что прозвище Алеши «Попович» было основанием для того, чтобы в поздних былинах его образ приобрел отрицательные черты: хитрость, жадность и неверность. Но Алеша – богатырь, и это главное в его образе. [Кравц. – 2-е изд. – С. 155].

 

3. 4 Былины об отражении монголо-татарского нашествия

    К былинам, в которых можно видеть сюжеты, связанные с отражением монголо-татрского нашествия, относятся: «Добрыня Никитич и Василий Казимирович», «Василий Игантьевич и Батыга», «Камское побоище», «Гибель богатырей» и «Илья Муромец и Калин-царь». Последняя считается самой значимой из всех вышеперечисленных.

    Былина «Илья Муромец и Калин-царь» почти всегда открывается рассказом о том, как киевский князь с ужасом размышляет о своей ошибке. Враги подошли к Киеву, и не кому защитить стольный город, Илья посажен Владимиром в погреб и, как думает князь, уморен голодом. Однако Илья жив, так как Апракса, жена Владимира, носила ему в погреб еду и питье. Воспрянув духом при известии о том, что Илья жив, Владимир идет к богатырю и просит о помощи. Илья соглашается так как думает о Руси. Богатырь седлает коня и едет к врагам, обступившим Киев. Как силен ни был Илья, но не решился один биться с врагами. Он зовет других богатырей сразиться с врагами, но те отказываются. Пришлось Илье одному биться. Стал он ее конем топтать да копьем колоть. Но не удержался на ногах и попал в глубокий подкоп, навалились враги и связали его. Калин зовет Илью служить ему, но богатырь обрывает его речь. Бросился Илья на врагов, круша попадающихся под руку налево и направо. Прошел сквозь вс. Силу, но убедился, что одному не одолеть их. Свистнул коня, пустил из лука стрелу в шатер, в котором спят обиженные Владимиром воины. Проснулись, одумались богатыри и пришли на помощь – победили врагов, а царя Калина пленили и привели в Киев.

Отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь»

«Во славном во Киеве-городе

Был сильныя славныя богатырь Илья Муромец,

Он ездил далече-далече во чистом поли,

Он ездил много времени.

Цветно платье его истаскалося,

Золота казна у него издержалася.

Приезжает во Киев-град,

Захотел он с пути, с дорожки опохмелиться;

Приходит он во царев кабак,

Говорит чумакам-целовальникам:

«А й вы, братцы, чумаки-целовальники!

Я ездил долго в чистом поле,

Цветно платье у мня истаскалося,

Золотая казна у мня издержалася,

Я желаю теперь с пути опохмелиться,

Со своими людьми познакомиться.

Вы позвольте мне три бочки сороковые

Зелена вина безденежно».

Говорят чумаки-целовальники:

«А й ты, старая собака, седатый пес!

Да не дадим мы без денег зелена вина».

Да не много-то Илья у них спрашивал,

Да не много с нима разговаривал».

    В былине говорится о том, как могли бы сложиться события, если бы были забыты несогласия князя и воинов. Былина воспроизводит два исхода битвы. В этом и заключается ее поучительность. [Аникин – 4-е изд. – С. 335].

 

 

 4. Социально-бытовые былины

    Среди русских былин особое место занимают произведения социально-бытового характрера. В них нет сюжетов борьбы с врагами Русской земли, хотя действуют герои, которые могут быть названы богатырями. В центре этих былин социальные и семейно-бытовые конфликты, порой они соединяются вместе. Эта группа былин обычно связывается с Киевом и князем Владимиром. Некоторые из них имеют исторические основы, но чаще всего социально-бытовая типизация дана без определенного исторического соотнесения. Ярко показаны общественные отношения и домашний быт людей разных социальных слоев. Наконец, в них немало сатирических элементов – осмеяние не только бояр, но и самого князя Владимира, который оказывается беднее заезжих щеголей, подчиняется их влиянию или обнаруживает разного рода недостатки. Также в этой группе былин социальные мотивы нередко перекрещиваются с любовными приключениями героев.

 

4. 1 Вольга и Микула

Наиболее значительная из группы социально-бытовых блин – былина о Вольге и Микуле. Ее основной замысел состоит в противопоставлении крестьянина-пахаря и князя. Социальная антитеза давала возможность некоторым ученым относить сложные былины к поздним временам, когда обострились социальные конфликты. Кроме того, ее относили к новгородским былинам. Но осмеяние князя, пожалуй, не очень характерно для новгородских былин. А конфликт – противоречия князя и пахаря – поставлен в обстановку раннефеодального времени: Вольга едет собирать дань, у него дружинушка «хоробрая». Б. А. Рыбаков относит к 10 в., к киевскому циклу. Картины природы, присутствующие в былине, не могут служить основанием для отнесения ее к группе новгородских. Особенности, схожие с северной природой.

Микула не воин, но богатырь: он могуч и превосходит всю дружину Вольги, которая не в силах выдернуть его сошку из борозды. Князь и дружина не могут никак догнать Микулу, догнать его «кобылку соловенькую». Микула несет тяжелый груз соли, неподъемный для обыкновенного человека. Но Микула противопоставлен Вольге не только как могучий богатырь, а и как человек труда. Князь живет поборами с крестьян, а Микула — своим трудом. Микуле все дается легко, в том числе и пахота; собирает он богатый урожай. Эту особенность Микулы правильно истолковал Ю. М. Соколов: «Легко дающаяся Микуле пахота и богатый урожай — не фотографическое изображение реального быта богатеев-кулаков, а воплощение многовековой мечты трудового крестьянства, изнывавшего под тяжестью земледельческого труда, с огромным напряжением, при помощи примитивнейших орудий, стремившегося покорить неподатливую природу».

Отрывок «Вольга и Микула»

«Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть;

Похотелося Вольги много мудрости:

Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей-соколом летать под оболока,

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Уходили все рыбы во синие моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темные леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцов да без единого,

А сам-то был Вольга во тридцатыих.

Собирал себе жеребчиков темно-кариих,

Темно-кариих жеребчиков, нелегченыих.

Вот посели на добрых коней, поехали,

Поехали к городам да за получкою».

[Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4-е. В 3-х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №156].

В былине ярка поэтизация крестьянского труда. Образ Микулы — воплощение могучих сил трудового народа. Это подтверждается и другой былиной о Микуле — «Святогор и Микула», где он противопоставлен могучему исполину Святогору, который не может поднять суму с «тягой земной», а Микула легко ее несет. [Кравц. – 2-е изд. – С. 158]

 

 

6. Вывод

В итоге можно сказать, что былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси; имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых соединена с вымыслом; былины обладают торжественно-патетическим тоном: их стихотворная ритмическая организация, стиль соответствуют назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

Стоит отметить что, былины Киевского цикла можно отличить по определенным признакам: действие происходит в Киеве или около него, в центре былин всегда стоит князь Владимир, основной темой является защита Русской земли, исторические обстоятельства и быт характерны именно для Киевской Руси, все события и враги обычно домонгольского периода.

Киевские былины можно разделить на две группы: героические, те, что возникли до монголо-татарского нашествия и социально-бытовые, в которых социальные конфликты стоят на первом месте.

Также, нужно добавить, что одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны.

Былины Киевского цикла также, как и другие былины являются исторической ценностью и исторической памятью народа, воплощенной в образах, символах и идеях, которую мы должны беречь и уважать.

 

 

Лист для замечаний

 

Список использованной литературы:

1. Аникини В. П. Устное народное творчество. – М., 2011

2. Данилов Киршей Древние российские стихотворения. – М., 1977

3. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. – М., 2002

4. Калугин В. И. Былины. – М., 1991

5.  Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. – М., 1983

6. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.