|
|||
Полезные советы
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет дома» Уважаемые родители! Сейчас, в непростое для нас время, в период самоизоляции, появилась уникальная возможность проводить время с семьей. Именно этот период можно использовать продуктивно, как наиболее благоприятный для воспитания и развития наших детей в семье. Возможно, многие родители захотят уделить больше внимания познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию, что тоже немаловажно. Я же предлагаю нашим мамам и папам обратить внимание на физическое и социально-коммуникативное развитие детей, а именно, на соблюдение режима дня дома, на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание»? ». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать шапку, варежки, обувь, шорты, колготки, брюки или юбку. ) - гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком). Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся: - развитие общей моторики (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); - развитие мелкой моторики (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, играть при помощи предметов с водой, выполнять несложные пальчиковые игры); - развитие зрительно-слухового внимания (умение смотреть, откликаться и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых). Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Чтобы не терять время зря, вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша. Полезные советы • Предложите ребёнку из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом можно с помощью пинцета. • Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать воду пипеткой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. • Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках, • «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Кукла просыпается, кукла умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания). Для формирования культурно – гигиенических навыков используйте в своем общении с детьми фольклор: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Полезные советы Варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка дома для формирования культурно – гигиенических навыков. 1)Доброе утро: Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ! Почему, встречаясь утром, Говорим мы: «С ДОБРЫМ УТРОМ»? Потому что утром — солнце, Темной ночи больше нет, И свободно в окна льётся Добрый-добрый, Мирный свет. С добрым утром, люди, Взрослые и дети! Радостно и дружно Будем жить на свете! А. Кузнецова Кто умеет утром сам, Просыпаться по часам? – Я умею по часам, Просыпаться утром сам! Я умею на кроватке Простыню расправить гладко. И у скомканной подушки Кулачком задвинуть ушки. 2) «Умывание»: Утром звери просыпались, Чисто звери умывались. Лишь Медведь не умывался, Неумытым он остался. Стали мы его купать, С головою окунать. Плачет Мишенька: - Простите! И меня вы отпустите! Я большой, Я буду сам - Умываться по утрам! Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. 3) «Расчесывание»: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косынка до пят – Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся – Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт, Петушка гулять зовёт: " Петя, Петя, петушок, У тебя есть гребешок, Приходи на мостик, Расчеши мне хвостик» 4) «Приятного аппетита»: В. Берестов А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу! Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак Прискакала к Маше, Попросила каши. - Ты не жмурься, А ложку возьми, Да себя и меня покорми: Маше ложечка, И мне немножечко! Маше ложечка, И мне немножечко! Приятного аппетита! Приятного аппетита! Приятного аппетита! 6) «Спать пора»: Л. Мей Баю-баюшки-баю… Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою. Что на зорьке-то заре, О весенней о поре, Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют. Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей: Прилетай ты в наш садок, - Под высокий теремок, По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать, Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть. Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора Спать пора. Наступает ночка. Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра, Глазкам спать давно пора. Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко. Помните! В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
|
|||
|