Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников



Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников

 с общим недоразвитием речи

  Т. М. Кондрашова учитель-логопед высшей категории МБДОУ «ЦРР-д/с «Росинка» И. А. Андреева учитель-логопед первой категории

                                                    МБДОУ «ЦРР-д/с «Росинка»

 

                                                      Речь - великая сила: она убеждает,                         обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

 

Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство. Для ребенка речь является средством общения и приобретения знаний. Потребность в общении – первое условие речевого развития, важнейший фактор формирования его личности. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению общения в целом.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с общим недоразвитием речи. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память. Некоторые дети характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Способность налаживать речевое взаимодействие с партнером, личностные отношения в зависимости от ситуации общения, на наш взгляд, имеет приоритетное значение в коррекционном процессе.

Коррекционное воздействие в формировании коммуникативной компетентности включает три этапа:

1. этап – развитие мотивационно-потребностной сферы;

2. этап – формирование представлений о правилах эффективного общения;

3. этап – овладение коммуникативными умениями.

На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:

 - формирование положительного настроя на занятия и привлечение внимания к сверстникам;

Мы реализуем это направление через проведение игр перед занятием. Дети сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит ему несколько добрых слов, за что-то хвалит его. Принимающий благодарит, затем дарит комплимент своему соседу.

- использование невербальных средств общения: мимики, жестов, регулирующих процесс коммуникации, учат детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека. Например, организационный этап занятия мы начинаем с психогимнастики, этюдов. Они помогают нам регулировать поведение детей, раскрепощать их, развивать пластику движений, активизировать мысли и воображение.

Основная задача первого направления работы - вызвать у детей коммуникативную потребность, инициативность и стремление к общению друг с другом. Основываясь на своих наблюдениях, я сделала вывод, что стремление к коммуникативности, сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником. Этот фактор влияет на эффективность и продуктивность высказывания и при неблагоприятных обстоятельствах может блокировать речевую активность. На этом этапе коррекционного воздействия мы для общения детей создаем благоприятные условия, предполагающие:

·  Смену авторитарного стиля общения на более демократический;

·  Соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в коррекционный

процесс, например, таких как:

-любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется; знаешь сам, скажи другому;

-делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее; останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом; если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом; умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;

- не завидуй - радуйся успехам друга вместе с ним; всегда следи за тем, чтобы речь была ясной и точной; сначала подумай, потом говори; будь доброжелательным.

Воспитание осознанного отношения к правилам должно включать три взаимосвязанных компонента:

1. Знание правил; понимание их справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам.

Наши дети знают, что при встрече мы здороваемся и прощаемся при расставании; к взрослым обращаемся на вы; в игре дети стараются друг друга не обижать, быть вежливыми, но не у всех детей получается выполнять правила и регулировать свое поведение.  

2. Активное участие детей на занятии, с предоставлением дошкольникам выбора вида занятий (картинного материала, темы беседы или занятия).

3. Проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов занятия. Понравилось занятие или нет. Оцени свое участие на занятии.

     В ходе логопедического воздействия необходим комплекс игровых приемов, повышающих мотивацию к речевому общению дошкольников и направленных на:

-актуализацию уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок;

-создание условий для появления новых мотивационных установок;

-коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего негативного отношения ребенка к речевому общению.

Например на коррекционных занятиях мы используем такие игровые приемы: загадки, которые можно разгадывать вместе; наглядность, не только зрительную, но и музыкальную; предложение интриги, тайны на занятии (волшебная шкатулка с секретом); позитивные реплики на высказывания детей (Маша, ты сегодня молодец, составила правильное предложение из слов); просьба учителя-логопеда или воспитателя к детям посоветовать, поделиться опытом; включаем соревновательные моменты (девочки выбирают картинки, в названии которых первый звук произносится твердо, а мальчики картинки в которых первый звук произносится мягко. Кто быстрее? ); игры-путешествия; упор на желание ребенка сделать приятное для близких (Сегодня Саша самостоятельно, правильно классифицировал предметы и мама конечно будет рада твоему успеху).

Л. А. Волкова [2 ] приводит несколько активизирующих техник, с помощью которых может быть создана способствующая формированию речевого общения ситуация (см. таблицу).

Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения.

Основные направления этой работы:

-дальнейшее развитие невербальных средств общения;

-формирование представлений о правилах общественного поведения и умения и выстраивать различные типы взаимоотношений.

При использовании ролевых игр, драматизаций, моделирования, анализа ситуации, словесного рисования, следует обращать внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, отношение педагогов к ребенку, поступающему вразрез с правилами, его переживаниям. После доброго поступка у ребенка хорошее настроение и всем приятно.

Приведу несколько игровых ситуаций, где дети демонстрируют свои представления о способах эффективного общения.

Я излагаю проблемную ситуацию:

1. Маша и Света выкладывали слова из кубиков. Маша быстро выложила слова и кубики убрала в коробку. Я сказала ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь поиграть или помоги Свете. Маша ответила…. Что ответила Маша? Почему? (варианты ответов детей) Я помогу Свете и мы будем вместе играть. Пусть сама выкладывает. ).

3. Гриша и Эля составляли схему слова. Гриша выполнил задание без ошибок и аккуратно. Эля посмотрела в тетрадь Гриши и сказала... Что сказала Эля? Почему? (У меня хуже получилось, чем у Гриши. Ну и что. ).

5. «Волшебное слово». Дети обычно любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым. Если во фразе есть слово «пожалуйста», то ребенок выполняет задание. Например: «Подними, пожалуйста, руки! »

 «Хлопни три раза в ладоши! » - ребенок не выполняет это задание, т. к. волшебное слово не прозвучало.

6. Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций, по которым они составляют рассказ о содержании увиденного.

Третий этап посвящается автоматизации выработанных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности. Достижение данной цели возможно через перенос моделей социального поведения и взаимодействия из учебной деятельности в практику реального общения.

Для автоматизации выработанных на предыдущих этапах коррекционного воздействия умений и навыков, мы используем метод проблемных ситуаций, так как, решая смысловые задачи, ребенок не только показывает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его. Так, попадая в коммуникативные ситуации, ему необходимо самостоятельно организовывать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Поэтому на занятиях мы обыгрываем различные ситуации, задания: придумываем диалоги к картинкам, разыгрываем дома с родителями ситуации общения. После проведения игр и игровых упражнений действия детей анализируем, оцениваем их поступки.

 Например, такая ситуация: Надя играет с мячом. Мяч укатился, а рядом с ним – собака. Надя боится и не решается подойти к мячу: (варианты ответов детей) Как бы я поступил?

а)-Петя подходит к собаке, берет мяч и отдает его девочке;

б)-Петя загораживает собой Надю от собаки;

в)-Петя смеется над Надей и науськивает на нее собаку;

г)-Петя дразнит Надю, вырывает у нее из рук куклу и ломает ее.

Большинство детей выбирали варианты ответов а), б).

Так в игре «Что это? », ребята с помощью наводящих вопросов стараются определить какой предмет лежит в «чудесном мешочке». Такая вопросно-ответная форма речевого общения способствует решению познавательных и социально-коммуникативных задач. Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствует о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний.

На данном этапе работы наши дети умеют задавать вопросы, внимательно слушают и понимают речь, строят общение с учетом ситуации, легко  входят в контакт, стараются последовательно излагать свои мысли, успешно пользуются формами речевого этикета, регулируют свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Специальное изучение вопроса формирования коммуникативной компетентности позволит сделать работу по развитию речи более эффективной, а освоение системы вербальной и невербальной коммуникации поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.

- Если речь в дошкольном возрасте становится ведущей психической функцией (М. И. Лисина);

- если речь развивается в общении, а общение, сначала с близкими взрослыми, а затем с более широким кругом людей;

- если общение является для ребенка условием и средством для удовлетворения его насущных потребностей;

- если социальная ситуация воспитания и развития направлена на стимулирование, поддержку речевой активности ребенка, то можно говорить о том, что у ребенка есть психические и социальные предпосылки для осуществления коммуникации и для реализации коммуникативной компетенции.

 

Библиографический список:

1. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //Дефектология 1995. № 6. с. 7-15.

2. Волкова Л. А. Развитие речевых способностей дошкольников на занятиях в ДОУ средствами интеллектуально-развивающих методик // Формирование интеллектуально-речевых способностей дошкольников в условиях ДОУ: Сб. мат-лов. Кострома, 2006. с. 4-12.

3. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений. М., 1996



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.