Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ



 

Федор Михайлович Достоевский

Портрет

(1821-1881)

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, мыслитель, публицист. Творчество Достоевского связывает эпоху Пушкина, Лермонтова и Гоголя как с русской литературой XX в., так и с современностью, являясь органической составляющей художественного процесса и духовной жизни России. Главной заслугой Достоевского как художника и мыслителя является исследование сокровенных глубин человеческой души и постижение высоты разума и таинства веры. Огромное влияние творчество Достоевского оказало и на развитие мировой литературы и философии. Каждое произведение и каждая серьезная мысль Достоевского тщательно изучается учеными всего мира.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября по старому стилю) 1821 г. в Москве в семье лекаря Михаила Андреевича Достоевского, работавшего в Мариинской больнице для бедных. Детство и отрочество будущий писатель прожил во флигеле больнице, в квартире, которую занимала семья Достоевских. В 1837 г. умирает мать Достоевского – Мария Федоровна, и семья переезжает в другое место. Близость боли, страдания и смерти, которые Достоевский видел первые 16 лет своей жизни, безусловно, отразилась на его творчестве. Первые произведения Достоевского (роман «Бедные люди», повести «Двойник», «Слабое сердце», «Белые ночи» и другие) проникнуты состраданием к людям и пониманием человеческого сердца.

В 1849 г. произошло событие, которое на всю жизнь определило судьбу писателя. За участие в кружке социалиста Петрашевского Достоевские в числе других членов кружка был арестован и приговорен к смертной казни. 22 декабря осужденных вывели на плац, завязали им глаза якобы для исполнения приговора и в таком положении держали несколько минут, в течение которых они каждую секунду ожидали услышать команду «пли! ». Затем им развязали глаза и зачитали указ о замене смертного приговора на каторгу. Достоевский отбыл четыре года каторги в Омске, затем несколько лет на поселении и лишь в конце 1850-х гг. получил разрешение на возвращение в столицу, и с 1860 г. поселился в Петербурге. Проведенные 4 года на каторге нашли отражение в произведении «Записки из мертвого дома», в котором ясно отразилось, как укреплялся дух писателя и навсегда установилась безусловная вера в Христа.

Следующие годы жизни Достоевского были заполнены безостановочной писательской и публицистской работой. Кроме замечательных повестей и множества небольших произведений (вы, конечно, помните рассказ «Мальчик у Христа на елке», который читали года 3 назад и который является ключевым для понимания духа творчества Достоевского), писатель создает свое главное детище: пять романов, известные как «Пятикнижие» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1872), «Подросток» (1876), «Братья Карамазовы» (188О). В них собраны все фундаментальные идеи творчества писателя: борьба человека со злом, участь прекрасного человека в общей, суетной и конфликтной жизни, смущение и метания человека, чистота и искренность юности, глубина и неисчерпаемое богатство человеческой души.

Характеры героев Достоевского не просто плод авторского воображения и идей – они реальны, как сама жизнь, они вырастают из плодородного слоя земли русской, ее почвы. Это объясняет истинно национальное творчество писателя.

Смерть Достоевского пришлась на драматический момент истории русского народа и государства, когда процесс ожесточенной борьбы революционеров-террористов с репрессивной политикой правительственных сил стал необратим. Достоевский умер 28 января (9 февраля по старому стилю) за месяц до убийства императора Александра II.

 

 

«Преступление и наказание»

(История создания)

 

Роман «Преступление и наказание» создавался в середине первого пореформенного десятилетия вслед за такими значительными произведениями этого времени, как романы «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Что делать» Н. Г. Чернышевского и одновременно с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Историческая особенность 1860-х гг. состояла в том, что Россия переживала сложный переходный период от прежнего дореформенного уклада жизни в стране к строительству общества на новых, современных основаниях. Самой насущной оказалась потребность найти общие для нации идеи и ценности, которые позволят обрести единство в движении вперед. Именно этой проблеме так или иначе посвящены наиболее заметные произведения времени. В романе Тургенева показана на фоне перемен поместной жизни активность разночинцев-нигилистов в лице главного героя Базарова, роман Чернышевского насыщен революционными идеями преобразования общества, Толстой в «Войне и мире» искал национальную идею в историческом и нравственном духе русского народа.

В разноголосице теорий и мнений, посреди социальных и личных потрясений человеку нужна была опора для дальнейшей жизни: ведь распадалась многовековая общественно-экономическая формация, рушились привычные формы жизни. Многие пребывали в растерянности, нигилисты дерзко и самозабвенно крушили старое, власти строго удерживали порядок, общественная мысль в России стремилась определить путь нации в современность. Это многоликий бурный процесс ярко выразился в названии романа А. Ф. Писемского «Взбаламученное море».

В такой социально-политической и нравственной ситуации рождался замысел Достоевского: писатель глубоко понимал, что в основании всех потрясений лежит борьба светлых сил со злом, и обратился к теме всего творчества Гоголя – теме омертвения души человека, пол, полно выразившейся в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души». Призыв Гоголя: «Будьте не мертвыми, но живыми душами! » - отразился в романе «Преступление и наказание» в его центральной теме – возрождение души человеческой. Главный идейный акцент при создании романа был перемещен с социальных вопросов на проблемы нравственные, отношение человека к Богу, твердость его веры. Это вовсе не значит, что Достоевский недооценивал социально-политическую или экономическую проблемность времени, идея книги была такова: изменяя свою жизнь, не забудьте о своей душе, ибо без нравственного здоровья невозможно полноценное бытие человека.

Достоевский пишет роман о бунте человека, взявшем на себя миссию уничтожить зло. Но как? Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Раскольников убивает топором злую старуху-процентщицу (ростовщицу), дававшую людям деньги под проценты за их заклады, часто единственные ценные и памятные вещи. При этом он совершает еще одно убийство, непреднамеренное, зверски лишая жизни невинного человека – сестру старухи. Достоевский обнаружил тем самым главную ошибку и заблуждение человека своевольно решать судьбу и судить других людей. Эта книга должна была прозвучать и предупреждением современникам, преступающим в своей исполненной благими помыслами деятельности, границу, отделяющую человечность от преступления.

Роман «Преступление и наказание» явился итогом творчества Достоевского послекаторжных лет. В нем сошлись ведущие мотивы предшествующих произведений: человечность романа «Записки из Мертвого дома», озлобленность героя и сострадание к падшей женщине из «Записок из Подполья». Безусловным достоинством романа явилось то, что Достоевский его философская проблематика выросла на фоне широкой социальной жизни.

Достоевский создавал роман в течение 1865-1866 гг. и опубликовал его в конце 1866 г. в журнале «Русский вестник».

«Преступление и наказание». Жанр и структура

Представление об идее романа «Преступление и наказание» складывается, прежде всего, из наблюдений о жанре и структуре произведения. Определяя жанр, мы сначала называем жанровую форму произведения: роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, комедия и т. д. Другими словами, мы говорим, к какой исторической жанровой группе литературных произведений принадлежит определяемое. Исходя из проблематики, мы устанавливаем, к какой содержательной группе относится данное произведение.

«Преступление и наказание» - социально-психологический и нравственно-философский роман. Однако роман Достоевского настолько сложен и разнообразен, этого определения оказывается недостаточно, и мы при анализе его дополним. Обратите внимание на жанрово-стилевые источники романа. Во-первых, перед нами социально-политический роман времени: в нем показано русское общество 1860-х гг., преимущественно его демократические слои городского населения; далее в романе затрагиваются политические аспекты внутренней жизни страны: так, в нем действуют самые разные герои: студенты, разночинцы, полицейские, мастеровые, мещане, обыватели, дворяне, чиновники,  и т. д. – и все они вовлечены в пеструю пореформенную действительность. Во-вторых, это психологический роман, потому что действие его основано на изображении внутреннего мира Раскольникова и пробуждении совести на пути к признанию и возможному раскаянию. В-третьих, роман является нравственно-философским, поскольку в нем конкретные события и частные поступки героев получают философское обобщение и нравственную оценку. Так, убийства, совершенные Раскольниковым, понимаются как проявление борьбы добра и зла в душе человека, и наиболее важным в романе становится вопрос о том, что дозволено человеку в этой извечной борьбе. Жанрово-стилевой диапазон романа поистине огромен: в основании произведения находятся библейские источники и, поскольку в нем изображается современная действительность, словно бы события происходят сегодня, то повествование ведется сродни едва ли не газетной хронике и фельетону. Сам же факт преступления и его расследования, на котором строится сюжет, вносит в роман элементы детективного жанра. Произведение также пронизывают многочисленные мифологические и религиозные мотивы.

Роман состоит из основной части и эпилога. При этом основное повествование разделено на шесть частей, которые в свою очередь состоят из глав. Последовательность изображения событий и нумерация глав имеет дополнительное значение, потому что в них заключаются авторские идеи.

Название романа определяет его структуру, т. е. сразу обозначает, о чем будет идти речь в произведении. При этом собственно преступление и его предыстория описываются в первой части, а наказание муками пробуждающейся совести, осознанием пропасти, которая развергнулась под героем осуществляется в следующих пяти частях, до эпилога. Назначение шести частей романа состоит в том, чтобы Раскольников без объяснений и оправданий признался в совершенном. Такими и оказываются последние слова романа: «Это я убил топором старуху процентщицу и сестру её Лизавету и ограбил». Для Раскольникова это признание равносильно покаянию, на которое он тогда способен. Эпилог выполняет роль послесловия, рассказывая о том, что было дальше, о реальном наказании Раскольникова обществом, но главная его задача: наметить дальнейший путь Раскольникова к очищению. Проблемным остается вопрос раскаяния героя, которое не послано ему, но потребность в котором он уже ощущает.

 

«Преступление и наказание». Система персонажей

Обратите внимание на грандиозный эффект в романе: до убийства круг людей в жизни Раскольникова был чрезвычайно узок, он даже разговаривал с собой от одиночества. Герой с первых страниц представляется таким образом: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи. < …>  Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». До совершения преступления состояние Раскольникова воспринимается как невзгоды жизни частного человека. Убийство, подобно тектоническому взрыву, сотрясло художественный мир романа, и вокруг героя начинают появляться люди: Разумихин, Соня Мармеладова (старших Мармеладовых – Семена Захаровича и Катерину Ивановну – он встретил раньше) Лужин, приезжают в Петербург мама и сестра, происходит первая встреча с Порфирием Петровичем, в конце третьей части Раскольникова навещает Свидригайлов. Помимо этого, мир романа насыщается огромным множеством второстепенных и эпизодических персонажей, каждый из которых выполняет свою существенную функцию: Поручик Порох, доктор Зосимов, письмоводитель Заметов, мещанин, кухарка Настасья и другие.

Достоевский располагает события и персонажей произведения таким образом, чтобы путь Раскольникова от преступления к признанию и преображению был художественно обоснован и достоверен. До убийства старухи и Лизаветы решающую роль в укреплении его решимости осуществить свою «безобразную мечту» сыграли три сюжетных обстоятельства: встреча с Мармеладовым, из рассказа которого герой узнает об участи Сонечки, письмо от матери, сон об убитой лошади, из возникает звериный образ Миколы, забивающего до смерти бедную лошадку. После убийства участие в жизни Раскольникова других персонажей распределяется следующим образом: Пульхерия Александровна и Дуня своей близостью вызывают отвращение к себе как кровавому убийце и любовью своей воздействуют на его душу; Лужин и Свидригайлов, наоборот, своей жизненной философией и поступками, будучи в романе «двойниками» Раскольникова, призваны каждый по-своему укрепить героя в его грехе; два Миколы (садист из сна и маляр, взявший на себя убийство) представляют для Раскольникова два крайних противоположных отношения к миру и людям; наибольшее воздействие на Раскольникова оказали следователь Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. Велика сюжетная роль Разумихина, спасшего Раскольникова от тяжелого заболевания в первые дни после убийства и принявшего заботу о его матери и сестре.

Рассмотрим самые важные аспекты влияния этих персонажей на героя. Мать сестра оказывают в первые моменты шоковое воздействие: радость встречи с родными немедленно уничтожается, сменяясь страшным открытием, что никогда ему не вернуться к тому времени, когда он был для них любимым и чистым сыном и братом. Непосредственное воздействие их присутствия постепенно ослабевает, поскольку забота о близких отвлекла бы Раскольникова от предназначенного пути к признанию - заметьте, что поручив их заботам Разумихина, он сразу же отправляется к Соне, чтобы получить ответ на вопрос: как она живет в таком грехе и ужасе.

Лужин и Свидригайлов являются «двойниками» Раскольникова, главным образом потому, что все трое грешны, переступив черту, разделяющую нравственную жизнь человека и преступление. Однако Лужин и Свидригайлов по-разному относятся к своему греху. Лужин нравственно глух и слеп, он даже не подозревает, что уродует жизни людей, с кем сталкивается, считая себя правым. Так, он использует почти безвыходное положением Дуни, собираясь закабалить ее в качестве вечно благодарной, бесправной жены, или побрасывает Соне сторублевую бумагу, обвинив ее в воровстве – результат этого поступка привел бы девушку к неизбежной гибели. Раскольников на протяжении второй и третьей частей романа пытается скрыть свой грех от людей и самого себя. Однако события конца третьей главы, появление мещанина, сон про повторное убийство старухи, приезд Свидригайлова заканчивают «лужинский» период в романе. Свидригайлов, первым делом после приезда пришедший к Раскольникову, начиная с четвертой главы до самоубийства оказывает на героя свое воздействие: в отличие от Лужина, Свидригайлов знает о своих грехах, они постоянно вызывают в нем тревогу и беспокойство, но сделать ничего может, будучи бессильным в их плену.

Сильнейшее влияние на Раскольникова исходит от следователя Порфирия Петровича и состоит оно во вразумлении преступника с позиции общества и закона. Герои встречаются на страницах романа три раза, показательно изменение отношения следователя к подследственному: во время первой встречи, когда мы узнаем о теории Раскольникова (3 часть, 5 глава), Порфирий Петрович относится к нему как подозреваемому, во время второй (4 часть, 4 глава) – как к преступнику, третьей (часть 6, глава 2) – как к заблудшему человеку. Принципиальность, строгость и гуманность – три характеристики положительного воздействия Порфирия Петровича.

Самым важным человеком на пути Раскольникова к возрождению является Соня Мармеладова, и ее воздействие на него сказывается не столько в ее словах, а в том, какой пример она дает герою, будучи такой, какая она есть. Сначала Соня поражает его тем, что находясь в уродливом и гадком положении, она остается душевно чистой, сохраняя в себе естественную нравственность и подлинное смирение. Поражает она и своей искренней, «буквальной» верой в евангельское слово, абсолютным доверием к Богу. Безусловно сострадание Сони к человеку, именно оно навсегда привязало ее к Раскольникову, усмирило его гордыню и оно спасло его от самоубийства, когда тот, услышав о конце Свидригайлова, решился покончить с собой. И, наконец, Соня, последовав за Раскольниковым на каторгу, стала его спутницей, помощницей и любимой.

 

«Преступление и наказание». Конфликт. Духовный смысл романа

Конфликт романа «Преступление и наказание» разворачивается в трех сферах: индивидуально-психологической, социально-исторической и нравственно-философской. Первая сфера конфликта связана, прежде всего, с личностью, характером и личной судьбой Раскольникова; вторая основана на социальной проблематике реформенного времени; третья раскрывается в самом главном вопросе: может ли человек своевольно решать судьбы других, т. е. вершить свой суд? Объединяет человеческую драму разобщение людей, углубляющийся во второй половине XIX в. процесс.

Глубинная идея романа заключается в том, что вывести человека из духовного кризиса, возродить его душу к любви может только вера в Бога. Поэтому он содержит большое количество религиозных мотивов и ссылок на Библию, основная из которых – повествование из Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря. В нем Иисус воскрешает на глазах у народа своего умершего друга Лазаря, что в художественном мире романа означает надежду и обещание возрождения души человека, если он духовно прозреет и обратится к Богу. Достоевский приводит это повествование не просто как иллюстрацию своей идеи – содержание романа словно вырастает из него, и все произведение погружено в Евангелие.

В первый раз упоминание о повествовании появляется в 5 главе 3-ей части, когда Порфирий Петрович задает Раскольникову вопросы, которые должны прояснить, кто перед ним: обычный преступник или идейный фанатик. Разговор о теории Раскольникова складывается так, что следователь понимает глубочайшее заблуждение подозреваемого и спрашивает, верит ли он в воскресение Лазаря и верит ли он в него буквально. Вопрос был неожиданным и непонятным для Раскольникова, поэтому когда он пришел к в следующей части романа к Соне и увидел у нее Евангелие, то потребовал прочитать ему повествование о Лазаре вслух. Слушая Соню, герой потрясен: читая, Соня волнуется так, будто видит происходящее перед собой, именно тогда он понимает, что такое верить буквально. В третий раз повествование о Лазаре появляется в эпилоге:

«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря». Итак, книга покоится на этом повествовании: в середине (3 и 4 части) и в конце (эпилог). Однако для равновесного соотношения «роман – Евангелие» упоминание должно быть в начале романа. Где же оно? Вспомним, какими словами начинается роман: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту». В третьей части содержится сравнение каморки, в которой жил Раскольников: « Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, -- я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик». Понятно, что если сложить действие («вышел из каморки») и сравнение («точно гроб»), то сходство с выходом Лазаря из склепа станет поразительным, и тогда можно будет утверждать: роман как бы вложен в текст Евангелия.

Проблема раскаяния Раскольникова не сводится к признанию своей вины частным человеком. Этот вопрос Достоевский рассматривает как касающийся каждого: в чем корни человеческого преступления, возможно ли полное раскаяние, есть ли состояние, при котором преступление невозможно? Рассмотрим идейно-композиционный план произведения. До того момента, когда Раскольников открылся Соне, что он убил Лизавету, время романа идет вперед. Когда же Соня повторяет жест Лизаветы, словно отодвигая его левой рукой, символически это означает и повторение убийства, после чего Раскольников пытается объяснить Соне, почему он совершил это чудовищное преступление, т. е. найти его причины. Далее сюжетная линия как бы раздваивается: события развиваются естественным образом, однако что касается осознания Раскольниковым своей вины, то оно осуществляется в ретроспективе. Сначала герой старается объяснить свой поступок, затем автор, прибегая к символике деталей и чисел, возвращает нас в прошлое: библейским временам и акту творения. Так, Раскольников на каторге видит берег: там «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его". В чем идейное назначение этого эффекта? Достоевский словно ведет повествование к началу бытия человека, времени его создания, когда тот был чист и не было ни убийства, ни его соблазна.

Раскольников был осужден на восемь лет каторжных работ, когда он осознал свою любовь к Соне, первый год заключения прошел и осталось семь. Правомерно рассматривать эти числа как аллюзию: семь лет как семь дней творения, а восьмой день – это наша жизнь во всей ее сложности. Эта мысль подтверждается описанием состояния Сони после признания Раскольникова в любви к ней: «Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом... ».

И, наконец, самая глубокая идея романа состоит в следующем. В последней части эпилога автор пишет о Раскольникове: «Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду». Это были образом: апокалипсические сны о гибели мира, означавшие помрачение его сознания. Однако после них следовала Пасха, любовь и начало новой жизни. Финал книги можно понимать таким образом: куда бы человек ни шел, что бы ни сделал – впереди спасительное Воскресение – Пасха Христова. Идея финала была хорошо усвоена последующей русской литературой. Вспомним последние строки поэмы А. А. Блока «Двенадцать»: «В белом венчике из роз - впереди Исус Христос».

 

«Преступление и наказание». Художественное своеобразие

Новаторство Достоевского-художника проявилось, прежде всего, в том, что он является создателем полифонического романа. Это открытие принадлежит выдающемуся литературоведу  XX в. М. М. Бахтину, утверждавшему, что в основании повествования в романе лежит принцип полифонии, т. е. многоголосия, позволяющий автору представить, кроме своего, независимые, суверенные голоса героев и их мнения и жизненные позиции. Например, Порфирий Петрович или Свидригайлов поступают и выражают свои мнения так, как если бы они были не только литературными героями и действовали исключительно по воле автора, а живыми людьми со своею личностью и характером. Точнее говоря, образы героев Достоевского выступали не как объекты описания, а как субъекты жизни.

Яркой отличительной чертой творческого стиля Достоевского является психологизм. В первую очередь, эта особенность касается изображения мотивов поступков Раскольникова и его внутренней жизни. Особенно выразительно психологическая подоплека поведения героя показана в его метаниях непосредственно перед убийством: например, после сна о лошади он ужасается своего рокового намерения и тут же в нем укрепляется. Или обратите внимание на сцену, в которой Раскольников просит Соню прочитать вслух повествование о воскресении Лазаря из Евангелия. Ведь им движет не стремление к раскаянию, как полагают многие, а потребность, почему следователь задал ему непонятный вопрос, т. е. управляет им в данном случае психология преступника. Подобных примеров в романе множество, что позволяет глубже понять поступки героев, логику событий.

Большое художественное значение в романе имеет словесно-образная система, центральным в ней является образ Петербурга, который складывается из множественных описаний грязных улиц, шумной Сенной площади, зловонных каналов, доходных домов, темных дворов, пьяных трактиров, полицейских контор, перенаселенных квартир, крошечных, уродливых комнат и т. д. Петербург Достоевского развивает традиции изображения этого года у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Гончарова. Творческой заслугой Достоевского можно считать глубокую и тщательную разработку урбанистической темы в социально-историческом аспекте времени 1860-х гг. Придав Петербургу черты и атмосферу древнего Вавилона, писатель остро представил проблемы будущего процесса роста больших городов и падения морали и нравственности их населения.

Обратите внимание на изображение хода времени в романе. Вопрос о том, сколько времени проходит в романе, заданный неожиданно, заставляет задуматься даже внимательных читаталей. В самом деле, оно или мчится, или тянется медленно, как ватное, и очень редко соответствует нашему обычному восприятию. Несутся незаметно насыщенные первые дни романа, после убийства во время болезни Раскольникова время как будто исчезает, затем опять ускоряется, и так вплоть до признания. Достоевский очень точно передал эффект психологического времени: дело здесь не только в насыщенности событиями, а в быстрой их смене и столь же напряженным их восприятием, при котором не замечаешь, сколько времени прошло, когда они происходят. Эффект медленного времени передается при описании раздумий, колебаний, выборе решения героем, его угнетенного состояния, когда жизнь словно бы застывает и происходят какие-либо события редко.

Чрезвычайно широк речевой диапазон повествования в романе, точны и выразительны речевые портреты героев. Одни говорят в полном соответствии со своим социальным и жизненным статусом. Так в речи Мармеладова слышится спившийся чиновник, насмешливый, шутовской тон Свидригайлова выдает распущенного бездельника, полицейские служащие говорят канцелярскими выражениями, у Разумихина речь видавшего виды студента. Речь также передает характер героя: например, манера говорить старухи-процентщицы выражает ее недоверчивость, грубость, злобность; Раскольников разговаривает сам с собой, с другими часто бывает резким, раздражительным; в речи Сони мы слышим робость и деликатность и одновременно твердость, когда дело касается ее веры. Нужно замечать роль речевой детали в романе: так, Раскольников твердо отвечал на вопросы Порфирия Петровича, когда тот спрашивал, верит ли он в Новый Иерусалим, Бога и буквально ли верит в Евангелие. Однако на вопрос, верует ли он воскресение Лазаря, Раскольников запнулся, - «В-верую». Эта заминка означает, что в этом вопросе было нечто, что он не понял, почему он задан. Так Достоевский сосредоточивает внимание на значимости повествования о воскресении Лазаря и подготавливает читателя к чтению Евангелия в следующей части романа. Заметьте, что Раскольников попросил Соню читать повествование вслух не потому, что стремится в тот момент к раскаянию, как считают многие, а потому что следователь задал непонятный и неприятный вопрос.

В романе многообразна система символических мотивов, образов и деталей. Очень часто встречается желтый цвет, призванный вызвать у читателя тревожное, угнетающее настроение. Таковы, например, желтые обои в квартире старухи-процентщицы. Сочетается этот цвет со зноем, обволакивающим места событий и зловонием, пропитавшим Петербург. Обильно также представлена символика чисел: обратите особое внимание на числа 3, 4, 7, 8, 11 и постарайтесь определить их значение для идей в романе. Так, число 4 имеет две стороны: негативная связана с идеей замкнутого пространства (квартира старухи находится на 4 этаже, полицейская контора – на 4 этаже, четвертая дверь направо, Лазарь лежал в склепе 4 дня, Свидригайлов представляет себе вечность в баньки с четырьмя углами с пауками), с другой стороны Соня говорит Раскольникову стать на перекрестке на колени и перекреститься на все четыре края света. И, наконец, наиболее важно наблюдать над библейской символикой, особенно в таких случаях, как, например, число 11 (Раскольников спешит поздно вечером к Соне и с волнением спрашивает, есть ли уже 11 часов, Соня же с таким же волнением отвечает, что есть: она слушала бой часов и считала их удары. Так с помощью этой детали Достоевский отсылает читателя к притче о работниках 11 часа из Евангелия от Матфея).

Богатое художественное своеобразие романа ставит произведение в ряд самых выдающихся шедевров мировой литературы.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Михаил Михайлович Бахтин. Из монографии «Проблемы поэтики Достоевского»:

«Достоевский - творец {полифонического романа}. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.