Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бегство от свободы 19 страница



Наблюдения Фрейда очень важны, но он дал им неправильное толкование. Он

верно понял необузданную и иррациональную природу " оральных" и " анальных"

черт личности. Он понял также, что такие стремления охватывают все сферы

личности - и сексуальную, и эмоциональную, и интеллектуальную жизнь

человека, - окрашивая всю ее деятельность. Но он неверно понял

причинное отношение между эрогенными зонами и чертами личности, поменяв

местами причину и следствие. Желание пассивно получать извне все, что

человек хочет иметь - любовь, защиту, знания, материальные блага, развивается

в личности ребенка как реакция на его опыт общения с другими людьми. Если в

этом опыте его ощущение собственной силы подрывается страхом, если его

инициатива и уверенность в себе парализуются, если в нем развивается, а

затем подавляется враждебность и если при этом его отец или мать предлагает

ему свою любовь и заботу лишь при условии подчинения, то такое сочетание

приводит к установке, при которой ребенок отказывается от активного

овладения миром, и вся его энергия направляется на внешние источники, от

коих он ждет в конечном итоге исполнения всех своих желаний. Такая установка

приобретает необузданный характер, ибо настойчивое, отчаянное требование

является единственным способом, которым подобный человек может пытаться

удовлетворить свои желания. И если такие люди часто видят во сне, что их

кормят, дают им грудь и т. д., это объясняется тем фактом, что рот более, чем

любой другой орган, подходит для выражения рецептивной установки. Но

оральные ощущения являются не причиной этой установки, а лишь ее выражением

на языке тела.

То же верно и для " анальной" личности, которая на основе своего

жизненного опыта больше уклоняется от других людей, чем личность " оральная",

ищет безопасность, стараясь превратить себя в замкнутую самодостаточную

систему, и ощущает любовь или любую другую направленную наружу привязанность

как угрозу для себя. Верно, конечно, что во многих случаях эти установки

впервые развиваются в связи с кормлением или испражнением, которые в раннем

детстве являются главными видами деятельности и главной областью, где

проявляется любовь или угнетение со стороны родителей и соответственно

дружелюбие или неповиновение со стороны ребенка. Но фрустрация или

чрезмерная стимуляция в связи с эрогенными зонами сама по себе не приводит к

закреплению таких установок в личности человека. Хотя ребенок испытывает

определенные ощущения удовольствия, связанные с кормлением или испражнением,

эти удовольствия не так уж важны для развития характера, если только в них

не проявляется - на физиологическом уровне - установка, коренящаяся в самой

структуре личности.

Если ребенок уверен в любви своей матери, то внезапное прекращение

кормления грудью не вызовет сколь-нибудь серьезных последствий для его

личности; напротив, ребенок, недостаточно доверяющий материнской любви,

может приобрести " оральные" черты, даже если процесс выкармливания протекал

без особых нарушений. Важность " оральных" или " анальных" фантазий и

физических ощущений в последующие годы состоит не в связанном с ними

наслаждении и не в какой-то мистической сублимации этого наслаждения, а в

том, что они выражают стоящее за ними специфическое отношение к миру.

Только с этой точки зрения открытия Фрейда о структуре личности могут

найти применение в социальной психологии. Если мы предполагаем, например,

что анальный характер, типичный для низов среднего класса в Европе,

определяется только ранними переживаниями, связанными с испражнением, то у

нас нет никаких данных, которые позволили бы нам понять, почему именно этот

определенный класс отличается анальным социальным характером. Если же

рассматривать этот характер как форму связанности с другими людьми, которая

коренится в структуре личности, будучи обусловлена опытом контактов с

внешним миром, мы получаем ключ к пониманию того, почему и каким образом

весь жизненный уклад низов среднего класса, их узость, изоляция и

враждебность содействуют развитию характера именно этого типа.

Третье важное различие тесно связано с предыдущими. Фрейд, исходя из

своей ориентации на инстинкты и своего глубокого убеждения в порочности

человеческой природы, склонен объяснять все " идеальные" мотивы человека как

порождение чего-то " низменного". Возьмем хотя бы его объяснение, что чувство

справедливости - это производная от первоначальной зависти ребенка к любому,

у кого есть больше, чем у него. Как уже было сказано выше, мы полагаем, что

такие идеалы, как истина, справедливость, свобода, хотя они часто

оказываются лишь пустыми словами или рационализа-пиями, могут быть

подлинными стремлениями человека и что любой анализ, не учитывающий эти

стремления в качестве динамических факторов, ошибочен. Эти идеалы не

метафизического характера, а коренятся в условиях человеческой жизни, и их

можно анализировать с этой точки зрения. Такому анализу не должно

препятствовать опасение снова впасть в метафизику или в идеализм. В задачи

психологии как эмпирической науки входит изучение и мотиваций, производимых.

идеалами, и связанных с идеалами моральных проблем с целью освободить наше

мышление в этой области от неэмпирических и метафизических элементов,

затемнявших эти вопросы в их традиционной трактовке.

Наконец, надо отметить еще одно различие. Оно касается дифференциации

психологических явлений нищеты и изобилия. Примитивный уровень человеческого

бытия - это уровень нищеты. Есть императивные потребности, которые

необходимо удовлетворить прежде всего. Лишь тогда, когда у человека остаются

время и энергия после удовлетворения этих первичных потребностей, может

развиваться культура, а вместе с нею и те стремления, которые относятся к

явлениям изобилия. Свободные, спонтанные действия - это всегда явления

изобилия. Психология Фрейда - это психология нищеты, психология нужды. Он

определяет наслаждение как удовлетворение, возникающее при снятии

болезненного напряжения. Явления изобилия - такие, как любовь или нежность, -

не играют никакой роли в его системе. Но он упустил из виду не только их;

даже то явление, которому он посвятил столько внимания, - секс - он понимал

ограничено. В соответствии со своим общим определением наслаждения Фрейд

видел в сексе лишь элемент физиологической потребности, а в сексуальном

удовлетворении - лишь снятие болезненного напряжения. В его психологии не

нашли себе места сексуальное влечение как явление изобилия и сексуальное

наслаждение как непосредственная радость, сущность которой не сводится к

негативному снятию напряжения.

Каков же наш подход к пониманию человеческого базиса культуры? Прежде

чем ответить на этот вопрос, полезно напомнить основные направления, которые

отличаются от нашего.

1. " Психологический" подход, характерный для мышления Фрейда, согласно

которому культурные явления обусловлены психологическими факторами,

проистекающими из инстинктивных побуждений; на эти побуждения общество

влияет лишь путем полного или частичного подавления. Авторы, следовавшие

направлению Фрейда, объясняли капитализм как результат анального эротизма, а

развитие раннего христианства - как результат амбивалентности по отношению к

образу отца '.

2. " Экономический" подход, выросший из искажения того  понимания

истории, которое разработал Маркс. Согласно этому подходу, причиной таких

явлений культуры, как религии и политические идеи, следует считать

субъективные экономические интересы. С этой псевдомарксистской точки зрения

2 можно пытаться объяснить протестантство как прямое отражение определенных

экономических потребностей буржуазии, и только.

3. Наконец, существует " идеалистический" подход, представленный в

работе Макса Вебера " Протестантская этика и дух капитализма". Он утверждает,

что новый тип экономического поведения и новый дух культуры были обусловлены

появлением новых религиозных идей, хотя и подчеркивает, что это поведение

объективные экономические условия являются движущей силой истории, поскольку

изменение этих условий приводит к изменению экономических отношений. В

результате меняются и экономические установки людей, причем интенсивное

стремление к материальному богатству - лишь одна из таких установок (об этом

уже была речь в гл. 1) никогда не определялось исключительно религиозными

доктринами.

В отличие от всех этих концепций мы полагаем, что идеологии и культура

вообще коренятся в социальном характере; сам социальный характер формируется

образом жизни данного общества, но доминантные черты этого характера в свою

очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс.

Рассматривая с этой точки зрения проблему духа протестантства и капитализма,

я показал, что крушение средневекового общества угрожало среднему классу;

что эта угроза вызвала чувство изоляции, бессилия и сомнения; что эта

психологическая перемена обусловила притягательность доктрин Лютера и

Кальвина; что эти доктрины усилили и закрепили изменения в структуре

личности и что развившиеся новые черты личности стали эффективными силами

развития капитализма, который в свою очередь возник в результате

экономиических и политических перемен.

Тот же подход мы применили и в отношении фашизма. Низы среднего класса

реагировали на экономические перемены (такие, как растущая мощь монополий и

послевоенная инфляция) усилением определенных черт характера, а именно

садистских и мазохистских стремлений. Нацистская идеология еще более усилила

их, а затем эти новые черты характера стали эффективными силами, работающими

на экспансию германского империализма. В обоих случаях мы видим, что, когда

определенному классу угрожает опасность новых экономических тенденций, этот

класс реагирует на угрозу психологически и идеологически; причем

психологические изменения, вызванные такой реакцией, способствуют развитию

все тех же экономических тенденций вопреки экономическим интересам данного

класса.

Мы видим, что экономические, психологические и идеологические факторы

взаимодействуют следующим образом: человек реагирует на изменения внешней

обстановки тем, что меняется сам, а эти психологические факторы в свою

очередь способствуют дальнейшему развитию экономического и социального

процесса. Здесь действуют экономические силы, но их нужно рассматривать не

как психологические мотивации, а как объективные условия; действуют и

психологические силы, но необходимо помнить, что сами они исторически

обусловлены; действуют и идеи, но их основой является вся психологическая

структура членов определенной социальной группы. Несмотря на

взаимозависимость экономических, психологических и идеологических факторов,

каждый из них обладает и некоторой самостоятельностью. Особенно это касается

экономического развития, которое происходит по собственным законам, будучи

обусловлено такими объективными факторами, как природные ресурсы, техника,

географическое положение и т. д. Что касается психологических сил, мы

показали, что это верно и  для них: они определяются внешними условиями

жизни, но имеют и свою собственную динамику, то есть они являются

проявлением человеческих потребностей, которые могут быть как-то

видоизменены, но уничтожены быть не могут. В сфере идеологии мы обнаруживаем

такую же автономию, которая связана с законами логики и с традицией научного

познания, сложившейся в ходе истории.

Мы можем теперь изложить основной принцип нашего подхода, пользуясь

понятием социального характера. Социальный характер - это результат

динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения

социальных условий приводят к изменению социального характера, то есть к

появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые

идеи, в то же время подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи в свою

очередь укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют

человеческую деятельность в новое русло.

Иными словами, социальные условия влияют на идеологические явления

через социальный характер, но этот характер не является результатом

пассивного приспособления к социальным условиям; социальный характер - это

результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой

природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.